Украинский премьер Николай Азаров возвратился из Москвы, где находился с официальным визитом, без очевидных достижений. "Ритуальные танцы" украинцев вокруг собственной газотранспортной системы, похоже, в Кремле надоели. А предложения Киева смягчить условия снабжения природного газа в Украину без надлежащей финансовой аргументации здесь пропускают мимо ушей. По оценкам Николая Азарова, наибольшего прогресса удалось достичь в объединении авиастроительных мощностей, а также в вопросе транзита нефти
Объединение без упорядочения
По возвращении из Москвы Николай Азаров на заседании правительства похвастался продвижением переговоров об объединении авиастроительных мощностей двух стран. И, хотя форма сотрудничества предварительно определена в виде общего предприятия, вопросов пока что больше, чем ответов. Ведь проблем и безалаберщины в российском авиапроме хватает.
Общие украинско-российские проекты в авиационной промышленности реализуются не первый год. Среди наиболее известных - сооружения и эксплуатация перевозчика негабаритных грузов - самолета "Руслан", производство на российских заводах разработанных киевскими конструкторами самолетов Ан-70 и Ан-148. Эти примеры взаимодействия с некоторыми предосторожностями можно считать положительными. Но следует помнить и о том, как попал в долговую ловушку Харьковский авиастроительный завод. Заем у российской "Альфа-групп" не пошел предприятию на пользу. Ожидаемых инвестиций в производство получить не удалось. "Деньги пошли неизвестно куда. Говорят, на выплату процентов по кредиту. А самолеты стоят недостроенные", - говорит эксперт авиационной консалтинговой компании "Инфомост-Украина" Вячеслав Коновалов. Бесхозяйственность и разбазаривание средств также присуще и авиапрому соседей. Специалисты до сих пор помнят взбучку, которую на прошлогоднем авиасалоне в подмосковном Жуковском дал Владимир Путин руководству "Объединенной авиастроительной компании". Премьера РФ разозлила убыточная работа российских авиастроителей, которых щедро финансирует государство. Именно инвестиций сегодня недостает их украинским коллегам. Николай Азаров рассчитывает получить необходимые средства от своих российских друзей. А они хотят задешево получить конструкторскую документацию украинских специалистов. Удовлетворить интересы друг друга идеологи объединения предлагают в виде общего предприятия. До сих пор нет ответа на вопросы "когда?" и "на каких условиях?".
Сегодня инициаторы объединения авиастроительных мощностей стараются убедить общественность в безальтернативности создания совместного предприятия. Это утверждает Владимир Путин. А в Киеве ему подпевают российские лоббисты. Они стараются распространить ошибочный миф о том, что у Украины есть лишь научный и конструкторский потенциал, а основные производства сосредоточены в России. На самом деле в Украине заводов в этой области около 30. Наиболее известные мощности по серийному производству самолетов - в Киеве и Харькове. Авиаремонтные предприятия в Киеве, Одессе и Виннице также могут строить самолеты. А еще есть Конотопский вертолетостроительный завод, производитель авиадвигателей "Мотор-Сич" (Запорожье). Днепропетровский "Южмаш" изготовляет шасси для самолетов. "В Украине есть полный цикл производства самолетов. Таких стран в мире всего семь", - сказал "Главреду" эксперт Вячеслав Коновалов. Он напомнил, что деньги на развитие области украинцам уже предлагали Индия, Китай и Ливия. Помехой стали российские партнеры, которым принадлежит часть интеллектуальной собственности в общих разработках.
Против необходимости развивать сотрудничество с россиянами сегодня в Украине не возражает никто. Но как только настало время переходить от политических заявлений к реальной работе - возникли препятствия. Политики упомянули о том, что предприятия украинского авиапрома не корпоратизированы. "Когда об этом заявляют россияне, это означает, что они заинтересованы в поглощении нашей области. А когда наши политики - следует ждать затягивания переговоров", - прогнозирует Вячеслав Коновалов.
И трубы, трубы, трубы...
Украинская газовая труба в отношениях новой власти с Россией все больше напоминает жердь в стрип-баре. Ради снижения цены на газ и гарантирование объемов транзита киевские вельможи готовы демонстрировать доселе невиданное. Находясь в оппозиции, нынешние руководители государства неоднократно заявляли, что россияне планируют строительство обходных газопроводов из-за испорченных отношений с Киевом. Виновным в этом, по мнению лидеров Партии регионов, был бывший Президент Виктор Ющенко. Власть в Украине поменялась, дружба Киева и Москвы расцвела буйным цветом, но Россия и не думает отказываться от сооружения Северного и Южного потоков. Собственно, как и от снижения расчетной ставки цены на природный газ для Украины. По словам заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Вадима Чупруна, высочайшая в Европе цена была предметом обсуждения членов правительства двух стран в Москве. Положение соглашения, подписанного Юлией Тимошенко, в "Газпроме" задаром менять не хотят. Об объединении "Газпрома" и "Нафтогаза" чиновники обеих стран говорят все более осторожно. А новые предложения Киева, похоже, настолько смелы, что их, пока что, предать гласности не отваживаются. Заявления украинских чиновников о том, что Россия должна гарантировать объемы транзита газа в Европу, кажутся скорее имитацией выполнения своих должностных обязанностей.
Об этих гарантиях и шла речь на переговорах относительно нефтяного транзита. Россияне, в свою очередь, настаивали на снижении тарифов на 30%. Предыдущие оценки нефтетранспортного бизнеса у министра топлива и энергетики Юрия Бойко и его российского коллеги Сергея Шматко очень отличаются. Если представитель правительства РФ говорит об угрозе "пересыхания" украинской нефтетранспортной системы, то украинский член правительства сообщил о росте объемов транзита на 40% с начала года.
Именно Бойко, когда руководил "Нафтогазом Украины" в 2004 году, подписал соглашение с российской "Транснефтью", по которому российский монополист стал единственным контрагентом "Укртранснефти". Это позволяет россиянам диктовать условия. Когда объемы транзита начали уменьшаться, россияне сделали вид, что не имеют к этому никакого отношения. Ведь транспортная компания не владеет нефтью. "Входите в соглашение c владельцами ресурса", - отвечали разнервничавшимся украинцам в офисе "Транснефти" в начале 2010 года. И вместе с тем последовательно реализовали стратегию, по которой экспорт российской нефти должен идти через порты этой страны. Так что новая украинская власть была вынуждена просить партнеров о гарантиях объемов транзита. "Переговоры относительно тарифов сегодня непрозрачны. В этом заинтересованы власти обеих стран. Ведь в тарифах есть значительная коррупционная составляющая", - отмечает бывший руководитель "Укртранснефти" Александр Тодийчук. Он прогнозирует дальнейшее сокращение российского нефтяного транзита. "Приближается к завершению строительство трубы БТС-2 в России. Она заберет нефть из украинской ветви "Дружбы"", - сказал "Главреду" Тодийчук. Эксперт делает ударение на непоследовательной позиции Киева, который из-за противостояния отдельных групп в нынешний украинской власти до сих пор не воспользовался предложением белорусов о создании постоянного взаимовыгодного маршрута транспортировки венесуэльской нефти в Гомельскую область. "Для этого надо разворачивать нефтепровод "Одесса - Броды", который сегодня транспортирует российскую нефть. Но в правительстве на это не отваживаются: боятся рассердить дружескую Россию", - иронизирует Александр Тодийчук.
Перевод: Антон Ефремов