Посол Объединенных Арабских Эмиратов в США заявил во вторник, что, если иранская ядерная проблема будет решена военными средствами, положительный эффект от такого шага перевесит краткосрочные отрицательные последствия.
С редкостной для дипломатических кругов прямотой посол Юсуф аль-Утайба публично выступил с поддержкой идеи нанести упреждающий удар по ядерным объектам Ирана, если санкции не заставят Исламскую республику отказаться от своих планов.
«Нужно просто взвесить все плюсы и минусы, — сказал аль-Утайба. — Товарооборот с Ираном составляет у нас почти 12 миллиардов долларов. Конечно, будет отрицательная реакция, уличные протесты, беспорядки; людям не понравится, что мусульманская страна подвергается нападению извне. Все это так или иначе будет».
«Но мы не можем допустить, чтобы Иран стал ядерной державой», — заявил посол.
Выступление посла Юсуфа аль-Утайба совпало по времени с состоявшейся в Вашингтоне встречей между израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху и президентом США. Встреча была призвана, в частности, сплотить международную общественность против Ирана. Многие государства, включая Израиль и Соединенные Штаты, считают, что под видом мирной ядерной программы Иран работает над созданием ядерной бомбы.
Аль-Утайба поделился своими соображениями с Джеффри Голдбергом, репортером журнала Atlantic, на проходившей в Колорадо международной конференции под названием Aspen Ideas Festival.
На сайте журнала Голдберг написал, что в свете непростой истории взаимоотношений между арабами и персами высказывания посла его не удивили, и он даже предполагает, что правительства других арабских государств придерживаются похожих взглядов.
«Не только Израиль обеспокоен ядерной программой Ирана, — пишет Годберг. — Для арабов это еще более серьезная угроза. С евреями арабы враждуют всего сто лет, а с персами — уже тысячу».
Кроме того, он сказал, что персидская бомба для арабов страшнее еврейской.
«Больше всего арабские лидеры боятся того, что персидские шииты могут заполучить атомную бомбу. Это пугает их гораздо больше, чем та бомба, которая уже сейчас есть у Израиля», — пишет Голдберг.
Кто такой Юсуф аль-Утайба?
Тридцатисемилетний посол Юсуф аль-Утайба значительную часть жизни провел в Соединенных Штатах. Закончив американскую школу в Каире, он приехал в Америку и поступил в Джорджтауновский университет в Вашингтоне.
Он также учился в Индустриальном колледже Вооруженных сил США при Университете национальной обороны в Вашингтоне.
22 июня 2008 года аль-Утайба вступил в должность посла ОАЭ в США.
До этого назначения аль-Утайба примерно семь лет отвечал за внешнюю политику и служил старшим советником при дворе шейха Мухаммеда бин-Заеда, наследного принца Абу-Даби.
В статье, размещенной на сайте выходящей в Абу-Даби газеты National, сообщается, что аль-Утайба, несмотря на свою молодость, сыграл важную роль в подготовке визита Джорджа Буша-младшего в ОАЭ в 2007 году. Статья рассказывает о том, как аль-Утайба «проводил важные совещания с помощниками Буша по безопасности за столиком кафе в фитнес-клубе».
Сам посол рассказывает в статье о том, что между ОАЭ и США сложились «стабильные и глубокие» отношения, и в качестве примера рассказывает о покупке суперсовременных американских истребителей.
«Это даже более современная модель [F-16], чем та, которую используют сами США, — радуется аль-Утайба. — Представьте себе, сколько потребовалось усилий, чтобы американцы согласились продать истребитель, который лучше, чем тот, на котором летают они!»
Некоторые политические обозреватели уже поговаривают о том, что длительное пребывание в США наложило сильный отпечаток на политические взгляды аль-Утайбы. Поэтому многих не очень удивили его резкие высказывания в отношении Ирана.
Бывший представитель США в ООН Джон Болтон, известный «ястреб» и неоконсерватор, заявил, что многие арабские страны в Персидском заливе разделяют подобную позицию и «понимают, какую опасность представляет ядерное оружие в руках Ирана».
«Они знают, что политика Обамы и его администрации не остановит Иран, и это их беспокоит», — заявил Болтон в интервью газете Washington Times.
Однако в том, что касается Ближнего Востока, Болтон не может претендовать на роль беспристрастного наблюдателя. Всего неделю назад он написал в Washington Post статью, озаглавленную «Не пора ли Израилю нанести удар?», в которой он рассуждает об «убедительных доводах» в пользу нанесения Израилем удара по Ирану.
«Поскольку в обозримом будущем никаких других вариантов не предвидится, доводы в пользу нанесения Израилем удара, которые и раньше звучали убедительно, теперь попросту неотразимы, — грозно заявляет Болтон. — Израиль явно близок к принятию решения — чего не скажешь об Обаме».
Статья явно была написана в связи с приездом в Вашингтон Нетаньяху.
Возможно, кто-то полагал, что с уходом Буша времена воинственных неоконсерваторов прошли. Прочтите следующую цитату, и вы убедитесь, что эти люди отнюдь не ушли на покой и только и ждут удобного случая, чтобы ринуться в новую битву.
«На смену власти в Иране пока что рассчитывать не приходится, а в иранской ядерной программе сейчас начинается очень важный этап. Так что Израилю сейчас будет легче решиться на военную акцию. И потребность в такой акции возрастает все больше и больше, — заявляет бывший представитель США в ООН. — Всё говорит о том, что дипломатические усилия начнутся с запозданием, растянутся надолго, а эффект от них будет настолько ничтожным, что они ничего не изменят. Так что нет смысла ждать, пока будут исчерпаны дипломатические методы».
Болтон не верит в то, что администрация Обамы способна «остановить Иран». Однако представители Белого дома, в частности министр обороны Роберт Гейтс и председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен, говорят, что не исключают возможности нанесения упреждающего удара по Ирану.
Правда, не всем кажется, что такой удар поможет достичь цели.
В журнале Foreign Affairs за март-апрель опубликована статья Джеймса Линдси и Рэя Таки, озаглавленная «После того как у Ирана появится бомба». В статье, в частности, говорится: «Эффективный удар по ядерным объектам Ирана задержит иранскую ядерную программу всего на несколько лет и только укрепит решимость Тегерана стать ядерной державой».
Главное внешнеполитическое отличие между администрацией Буша и командой Обамы состоит в том, что Обама, прежде чем перейти к радикальным мерам, готов осуществлять «активную личную дипломатию» в отношении Ирана и других игроков в регионе. Возможно, именно такой подход окажется наиболее действенным в отношении Ирана. У администрации Буша подход был другой: «сначала бомбим, потом обсуждаем». Собственно, из-за подобного отношения Иран, возможно, так и торопится заполучить ядерное оружие.
Тегеран прекрасно помнит, что США и их партнеры сделали с Саддамом Хусейном. Вывод напрашивается сам собой: хочешь защититься от внешней агрессии — делай атомную бомбу.
Аль-Утайба предупреждает, что, если президент Обама не положит конец ядерным устремлениям Ирана, многие арабские страны в Персидском заливе будут вынуждены пойти на сближение с Тегераном.
«США должны продемонстрировать, что они готовы к жесткой конфронтации с Ираном. В отсутствие подобных гарантий многие страны в нашем регионе будут вынуждены искать покровительства у Ирана, — говорит он. — Если не будет твердых гарантий со стороны США, эти маленькие, богатые, уязвимые государства не захотят дразнить опасного соседа».
Atlantic приводит на своем сайте еще одну цитату аль-Утайбы: «Конечно, разные страны в нашем регионе относятся к иранской угрозе по-разному, и я могу говорить только за ОАЭ. Но меня лично очень беспокоят все эти разговоры о политике сдерживания Ирана. Кто мне гарантирует, что эта политика сдерживания даст плоды?»
В заключение посол сказал, что его страна никогда не согласится с тем, чтобы Иран обладал ядерным оружием.
«Соединенные Штаты, может быть, и смогут примириться с этим, — сказал он, — но мы на это пойти не можем».