Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран Закавказья (09.07)

© Фред Гринберг / Перейти в фотобанкУчасток Военно-Грузинской дороги
Участок Военно-Грузинской дороги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При помощи новых законов президент Украины В.Янукович все теснее связывает свою страну с Россией, а внутри страны с захватывающей дух скоростью меняется правящая элита. Не прошло и 5 месяцев после президентских выборов на Украине, а новому, ориентированному на Россию президенту Виктору Януковичу при помощи небольшой группы соратников уже удалось выстроить новую империю.

СМИ Азербайджана

При помощи новых законов президент Украины В.Янукович все теснее связывает свою страну с Россией, а внутри страны с захватывающей дух скоростью меняется правящая элита, пишет газета «Азадлыг» со ссылкой на издание Focus. Автор публикации отмечает, что не прошло и 5 месяцев после президентских выборов на Украине, а новому, ориентированному на Россию президенту Виктору Януковичу при помощи небольшой группы соратников уже удалось выстроить новую империю. В то время как решения прежнего правительства постоянно блокировались представителями оппозиции в лице того же Януковича, последний, став президентом, предпринял спорные шаги по абсолютизированию своей власти над парламентом - отмечает автор, имея в виду нововведения, предусматривающие возможности для отдельных депутатов входить в коалицию. По словам представителя оппозиции, адвоката Ивана Крулько, некоторые "перебежчики" были "выкуплены" за 5 млн долларов.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в ходе саммита в нигерийской столице Абудже, на котором встретились главы восьми мусульманских государств, заявил, что новые международные санкции не повлияют на развитие ядерной программы Исламской республики. "Санкции не повлекут за собой никаких изменений в нашей ядерной программе. Эти резолюции не более чем бумажки, наше будущее будет определяться нашей решимостью", - цитирует газета «Уч ногта» иранского президента. Совет безопасности ООН 9 июня принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Тегерана. Это четвертая по счету резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснять ряд вопросов мирового сообщества по иранской ядерной программе, в том числе вопрос о существовании ее военной составляющей.

С тех пор, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ еще в своем старом составе после многократных обещаний все-таки вручили сторонам конфликта обновленные мадридские принципы, процесс переговоров практически зашел в тупик, даже несмотря на то, что переговоры велись, пишет газета «Новое время». Незадолго до появления обновленных принципов госдепартамент США обнародовал мадридские принципы. Так вот, если первые так до сих пор в глаза никто не видел, то вторые стали достоянием общественности и прессы. Впрочем, и они не содержали ничего нового. Не вдаваясь в подробности, скажем лишь, что главный для нас вопрос - определение статуса Нагорного Карабаха в этих принципах упоминался. Правда, ни слова не было сказано о том, будет ли он определен с учетом территориальной целостности Азербайджана или все-таки нет.

На тот момент азербайджанские власти особо не возражали против озвученных госдепом принципов мадридского процесса. Официальный Баку лишь иногда указывал на то, что с небольшими корректировками этот документ можно принять. Когда же появились обновленные принципы, власти почему-то сразу с оптимизмом стали ожидать продолжения переговоров именно в рамках этих положений. Создавалось такое впечатление, будто те корректировки, о которых говорили представители Азербайджана, были учтены, и этот документ полностью соответствует позиции нашей страны на переговорах. Однако наличие в обновленных принципах пунктов, где говорится о статусе и референдуме вообще, не давало никаких оснований для столь радужных перспектив. Вот если бы черным по белому было написано о том, что любой статус не должен нарушать границы Азербайджана - тогда повод для оптимизма мог бы иметь место. Тем более что и другие изменения вроде освобождение пяти или семи районов, возвращение беженцев и т.д. и т.п. - не в полной мере отражают интересы Азербайджана.

Армянские священнослужители бьют в набат: ряды прихожан редеют буквально на глазах. Как грибы после кислотного дождя. То ли тотальное неверие обуяло армянских грешников, то ли Серж Саркисян увел из-под носа Гарегина II значительную часть паствы Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в свою правящую секту под названием «Республиканская партия Армении» (РПА) , пишет газета «Каспий»  . Перестать верить в традиционного бога в Армении не так уж и сложно. Смена режима Кочаряна режимом Саркисяна – действительно не лучший способ укрепления религиозных чувств армян, которых наверняка дезориентирует подозрение, что высшие силы бросили их на произвол судьбы, коль скоро никакого просвета (с такими властями) в дремучих сумерках армянских реалий не предвидится. В столь критических условиях армянское духовенство не могло не поднять проблему неверия. «Ибо нет веры – нет денег», – любят говаривать они. В интервью одной из ереванских газет иерей церкви Сурб Ованес отец Шмавон начал свои стенания с того, что помимо дефицита прихожан ААЦ испытывает огромные трудности с собственными кадрами. По словам батюшки, сегодня в Ереване наличествует всего лишь 26 священников – капля в море для города с миллионным населением.

СМИ Армении

В пропагандистском и правовом поле Азербайджан уязвим, как стеклянный домик, заявил газете «Иравунк» заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. «Пропаганда Азербайджана построена на простом утверждении о том, что, якобы, суть вопроса не в самоопределении народа Арцаха, а в территориальном споре между Арменией и Азербайджаном, и, следовательно, Армения захватила часть своей территории. Это утверждение искажает суть проблемы», - заявил Ш.Кочарян. По его словам, в период существования СССР Нагорный Карабах стал независимым раньше, чем Азербайджан. «То есть после распада СССР на административной территории бывшего Советского Азербайджана существовали два равноправных государства – Республика Азербайджан и Нагорно-Карабахская Республика. Одна из этих стран признана международным сообществом, другая – нет. Более того, Азербайджан осуществил этнические чистки, то есть тяжелейшее военное преступление; Азербайджан постоянно отвергает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, в то время как по уставу ООН это право имеет приоритетное значение. Принцип территориальной целостности в случае самоопределения уже не носит приоритетного характера», - отметил замглавы МИД Армении. «Когда я говорил, что не надо бросать камень на дом соседа, когда твой дом из стекла, то имел в виду именно вышеуказанное. Что касается военного аспекта, то в случае агрессии Азербайджан, несомненно, удостоится адекватного ответа. Мы и не только мы, даже руководство Азербайджана, в этом нисколько не сомневается», - подчеркнул Ш.Кочарян. На вопрос, укрепилось ли статус-кво в карабахском вопросе после визита госсекретаря США Хиллари Клинтон, Ш.Кочарян ответил: «Логика процесса заключается в следующем. Страны-сопредседатели говорят сторонам – вы соглашайтесь, а мы станем гарантом этого согласия. Таков подход России, Франции и США. Укрепление статус-кво или же изменение следует обуславливать не столько визитами высокопоставленных лиц иностранных государств, сколько самими сторонами. С этой точки зрения позиция Азербайджана противоречит логике переговорного процесса. Очень часто Алиев или другие чиновники Азербайджана делают выходящие за рамки логики, противоречащие друг другу заявления».

Депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов в опубликованной в газете «Аравот» статье особо обращает внимание читателей на заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о неприемлемости применения силы, чему, однако, последовало нервное и полное милитаризма выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева. «То есть в данном случае Азербайджан действует не только против Армении и Нагорного Карабаха, но и против стран-сопредседателей Минской группы», - пишет Э.Шармазанов. По его мнению, важным обстоятельством в речи Клинтон является упоминание трехстороннего соглашения о перемирии, заключенного в 1994 году. «В Азербайджане продолжают игнорировать существование этого документа», – отметил парламентарий. Он также напомнил, что Х.Клинтон высоко оценила решение президента Армении приостановить процедуру ратификации армяно-турецких протоколов. «Считаю, что визит Клинтон в Армению во многих аспектах был положительным. Этот визит зафиксировал наши удачи на внешнеполитической арене, в связи с чем госсекретарь выразила свою поддержку Армении», - отметил Э.Шармазанов.

Газета «Азг» коснулась процесса армяно-турецких отношений. Не исключено, что Вашингтон, заинтересованный нормализацией отношений Армении и Турции, заставит турецкую сторону открыть границу. Однако в условиях отсутствия дипломатических отношений закрытие открытой по принуждению границы вряд ли будет представлять особую трудность для турецкой стороны. Особенно в том случае, когда установление межгосударственных отношений Турция обуславливает карабахским вопросом, для их установления постоянно ставит предусловия перед Арменией, не отказывается от поисков «армянского заговора» и не избегает проявлений армянофобии. В случае открытия границы при отсутствии дипломатических отношений отношения между странами будут улучшены лишь частично, а межгосударственные отношения, устанавливаемые при наличии предъявляемых к Армении предусловий, поисков армянского заговора и проявлений армянофобии, не имея прочной основы, станут бесперспективными. Насколько бы заинтересованным ни был Вашингтон нормализацией отношений Армении и Турции, вследствие всего этого становятся бесперспективными также усилия американцев по нормализации, так как, вместо того чтобы осудить Анкару за предусловия, поиски заговора и проявления армянофобии, американцы предпочитают торговаться в отношении этого процесса. Этим они, по-видимому, лишают прочного основания и омрачают будущее этих отношений, пишет газета «Азг».

На вопрос издания «Чоррорд инкнишханутюн», как от носится к сдаче территорий, бывший командир отряда «Арабо», председатель общественной организации Манвел Егиазарян ответил: «Отвечу просто как простой солдат – я за лозунг «ни пяди земли». Так как послевоенная ситуация диктует демократию, мы обязаны быть снисходительными, толерантными, чтобы развязать этот узел. Но все равно не нужно идти наперекор себе. Компромисс возможет, но с одним условием, если статус Карабаха будет определен, если будет определен статус Лачина, Карвачара и Зангелана. По этим вопросам переговоры не должны вестись. Все это должно быть достигнуто путем умелой дипломатии, чтобы избежать войны. Это я говорю не потому, что я боюсь, я первый войду в окопы, а просто этот сценарий нежелателен».

СМИ Грузии

Правительство Грузии на заседании 3 июля приняло стратегию в отношении оккупированных территорий – «Вовлечение путем сотрудничества». В интервью газете «Резонанси» государственный министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, ведомство которого подготовило этот документ, говорит, что при разработке Стратегии внимание обратили на четыре измерение – гуманитарные, человеческие, социальные и экономические факторы.

По его словам, одним из ключевых вопросов в документе является создание специальной социально-экономической зоны на приграничных территориях конфликтных регионов, где появится возможность контактов и взаимодействия людей, живущих по обе стороны административных границ. «Наш подход построен на очень простом принципе – как можно больше интеракции, деполитизированной интеракции между населением, живущим на оккупированной территории и населением, живущим в остальной Грузии. Эта интеракция может принять разные формы, а наше дело – способствовать этой интеракции, т.е. взаимодействию», - сказал госминистр.

Якобашвили перечислил три направления, где взаимодействие входит в интересы обоих сторон. Первое, это сфера экономики, где подразумевается не только торговля между сторонами, а, в будущем, также совместные предприятия. «Главное, создать места для взаимодействия, где население с двух сторон сможет вести активную экономическую деятельность», - отметил он. Второй компонент, в чем могут стороны сотрудничать, это здравоохранение, так как «болезнь не признает границ», тем более, если речь идет об инфекционных заболеваниях. Третья сфера, это образование. Грузинская сторона считает, что молодежь, которая живет в конфликтных зонах, должна иметь возможность учиться не только в грузинских ВУЗах, а также нужно предоставить им возможность получить образование в иностранных государствах. Кроме перечисленных, по словам Якобашвили, существуют еще взаимные интересы специфических групп, таких, как смешанные семьи, бывшие друзья, бывшие соседи или коллеги и т.д., которые после конфликта остались на разные стороны границы, и которым надо дать возможность контактов.

Госминистр говорит, что всегда, когда речь заходила об осуществлении разных совместных проектах в конфликтных зонах, дело упиралось в вопрос о документах, удостоверяющих личность. Люди, живущие в конфликтных зонах, не имеют право вести какую-нибудь деятельность, так как обычно не имеют грузинские документы, а в остальной Грузии не признают их российские паспорта. Поэтому Стратегия учитывает внести удостоверение личности нейтрального статуса – исключительно для населения, проживающего в конфликтных зонах. Это будет альтернатива российских паспортов, с такими документами эти люди могут вести любую деятельность в пределах Грузии и даже получать заграничные визы для выезда из страны.

Для осуществления экономических проектов в совместной социально-экономической зоне будет сформирован Фонд доверия, в котором будут собираться средства, привлеченные от доноров. Грузинская сторона сама собирается принять активное участие в финансировании разных совместных проектов, однако правительство не собирается вмешиваться в решения Фонда. Фондом будет руководить совет, составленный от представителей обеих сторон, которые и будут отбирать проекты для финансирования.
На вопрос, позволит ли Россия осуществить Стратегию, Якобашвили говорит: «Разумеется, во всем этом оккупационные силы, как минимум, не должны помешать. Но если мы сейчас начнем думать о том, как русские поступят, что может сделать Россия, как нам помешает, так мы ничего не сможем осуществить». Он приводит слова «одного из российских экспертов» - что для России эта Стратегия проблемная, так как она не может одобрить ее и не может отказаться. Т.е. не может одобрить из-за политики, а отказаться – практически. Поэтому Якобашвили все же надеется, что российская сторона, как минимум, не будет мешать осуществлению Стратегии.

В интервью много места отводится также собственно политике России в отношении оккупированных территорий. Якобашвили говорит, что сейчас, например, в Абхазии существуют нелегальные магазины мировых брэндов, много драгоценных машин, украденных за рубежом. Т.е. Абхазия сейчас является бесконтрольной территорией, где развиты все формы криминала. «Надо полагать, что оккупационные силы в данном случае создают какой-то криминальный анклав, где процветает всякого рода криминал, и все это контролируют российские власти», - сказал госминистр.

Он прокомментировал также требование к грузинской стороне, чтобы она подписала соглашение о неприменении силы. По словам Якобашвили, Россия «вынужденно» признала независимость Абхазии и Южной Осетии, иначе она не могла обеспечить свое военное присутствие на этих территориях. Теперь от Грузии требует, чтобы она признала их и подписала с ними соглашение, как с независимыми субъектами. Т.е. хочет свое военное присутствие на оккупированных территориях оформить дипломатически. «Теперь скажите мне, какой бывший в своем уме человек в Грузии примет такое решение, чтобы Россию вновь назвать миротворцем?» - спрашивает госминистр. Поэтому грузинская сторона говорит: если и нужно какое-нибудь новое соглашение, то она оформит его только с Россией и обязательно с международными гарантиями.

По словам Якобашвили, в последнее время Грузия начала процесс признания на международном уровне термина «оккупация». А на международном уровне некомфортно считаться оккупантом. Поэтому он уверен, что, рано или поздно, Россия станет вынуждена, оставить оккупированные территории. Тем более что, по его мнению, в последнее время позиция России значительно ослабла на постсоветском пространстве. По его словам, Киргизию массово оставляет русское население, Украина, кроме крымской базы, ничего не собирается уступить России, например, «Газпром» не смог получить газопроводы. В Грузии Россия не смогла достичь своей главной цели – скинуть власти. С Белоруссии основательно испорчены отношения, а Молдова недавно ее также объявила оккупантом, не говоря уже о процессах на Северном Кавказе. «Нам агрессивная Россия не нужна. Наоборот, нам нужен нормальный, упорядоченный сосед, с которым у нас исторически, может, и были разногласия, но сегодня мы находимся в 21-м веке», - сказал Темур Якобашвили.

Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, в свете последних событий в международной политике, считает важным визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Грузию. «Она проводит ревизию собственного влияния в тех странах, где засомневались в стабильно положительном отношении США к ним», - заявил Арешидзе газете «Ахали таоба» о турне Клинтон, которая объездила Украину, Польшу и три государства Южного Кавказа. Эксперт особенно выделил поездку в Армению, что, по его мнению, означает, что США рассматривают эту страну в едином контексте Южного Кавказа.

Что касается международных событий, Арешидзе выделяет недавнее официальное заявление Белого дома, в котором в связи с конфликтами в Грузии упомянут термин «оккупация». Также важное значение придает шпионскому скандалу. А заявление Ангелы Меркель, которая от России потребовала вывести войска из Приднестровья, он называет «громом среди ясного неба». Он уверен, что Меркель это заявление не делала «самостоятельно». Собрав воедино факты, он делает вывод: «Я вижу так: своего рода романтическая политика новой администрации США сменилась более прагматичной политикой, которая подразумевает максимально хорошие отношения с Россией, но с корректировкой политики России».

Он говорит, что настроен оптимистично в отношении политики вокруг Грузии, и это ему подсказывает логика развития событий. В частности, по его словам, во время недавнего визита президента Медведева в США, он приехал туда с просьбой к американской стороне, чтобы США помогли России новыми технологиями. А этим моментом воспользовались американцы и предприняли контрмероприятия – заявление Белого дома, шпионский скандал и т.д.