Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Имеющий уши, да услышит

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПатриарх Кирилл провел рождественскую службу
Патриарх Кирилл провел рождественскую службу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Развитые в последнее время события на фоне углубления кризиса в российско-грузинских отношениях, "неожиданно" активизировали действия на грузинском фронте одного из мощных, и опытных политических институтов проведения империалистической политики нашего северного соседа, Московского Патриархата.

Развитые в последнее время события на фоне углубления кризиса в российско-грузинских отношениях, "неожиданно" активизировали действия на грузинском фронте одного из мощных, и опытных политических институтов проведения империалистической политики нашего северного соседа, Московского Патриархата. Сам по себе фактор неожиданности в данном случае носит всего лишь условный характер, если учесть не только горький исторический опыт отношений двух "единоверных" церквей, но и целый ряд тревожных сигналов, поступающих в последнее время.

Начало этой "неожиданности" положили дискуссии, развернутые всего год назад в интернет пространстве, российской прессе и на телевидении, вокруг известного письма Патриарха Тихона, датированного 29 декабря 1917 года, в котором он не только осуждает факт восстановления автокефалии Грузинской православной церковью, а ставит под сомнение саму законность этого права. На первый взгляд, вроде бы, какое теперь время поднимать эту тему, после того, как сама Московская Патриархия еще решением от 19 ноября 1943 года признала законное право автокефалии одной из старейших церквей, православной Грузинской церкви, базирующееся на истоках апостольского учения, и публичном признании автокефалии нашей церкви на всем православном пространстве. Несмотря на это, выстроенному на лжи, и исторически извращенному посланию Патриарха Тихона придавал дополнительную «убедительность» тот факт, что РПЦ возвела его в лик святых в 1989 году.

Прошло не так много времени с реанимации данной темы, и первые отклики не заставили себя ждать. Самозванная, т.н. абхазская церковь распространила специальное заявление о своей независимости от ГПЦ, и претензии на автокефалию.

Тут же разумеется необходимо подчеркнуть непоколебимую пока позицию Московской Патриархии об официальном уважении юрисдикции Грузинской православной Церкви в её канонических территориальных пределах. Однако, что касается неофициального отношения к этому вопросу, тут имеют место более целенаправленные шаги для создания, и развития предпосылок для повторного осуществления попытки попрания наших древнейших христианских прав и традиций, вслед за покушением на грузинскую государственность.

Невзирая на то, что оба оккупированных грузинских региона на сегодняшний день абсолютно доступны для совершения всякого рода преступлений, в том числе под псевдо-религиозной личиной (по причине отсутствия какого-либо механизма международного мониторинга на оккупированных территориях), видимо Русской православной церкви все же приходится преодолевать серьезные проблемы для достижения своих целей неофициальными путями.

Возьмем Абхазию. На фоне изгнания из собственных домов в результате этнической чистки сотен тысяч последователей традиционной православной веры, и проведения неблагоприятной политики осуществления церковной жизни для оставшегося там грузинского населения, русским церковным миссионерам не легко упрочить свои позиции среди местного апсуа населения. И причин на то, как минимум, две: склонность абхазов к языческим религиозным культам, и усиление среди них тенденции недоверия, и раздражения к русским оккупантам-«освободителям».

С учетом данных обстоятельств, совершенно понятна попытка Московской Патриархии разыграть себе на пользу фактор армянского населения в Абхазии. Учитывая закрытый, моноэтнический характер адептов армянской апостольской церкви, между Москвой и Ечмиадзином активно идут два последовательных процесса: с одной стороны, открытая попытка перевести армянскую церковь из еретического статуса на православную орбиту, и с другой стороны, интернационализация моноэтнической армянской церкви в новом"православном" ключе. Разумеется, в лице братского, союзнического, и уже "единоверного" русского народа.

Достоверным доказательством тому являются не столько слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви» (хотя оставим данную тему предметом обсуждения теологов), сколько с чисто политической точки зрения примечательна проведенная в Ереване 29 июня 2010 года по инициативе Московской Патриархии XVII ежегодная межпарламентская генеральная Ассамблея – в связи с чем региональный центр тяжести «единоверия» уже открыто переместился из Мцхеты в направление Ечмиадзина. К этому можно прибавить присуждение главной премии специального фонда Московской Патриархии католикосу Гарегину II в номинации " За особый вклад, внесенный в единство православных народов". Нам остается лишь выразить глубокую веру, что мудрый армянский народ, и его древнейшая самобытная церковь проявят лучшие свойства своей нации и изберут сдержанную позицию в возможных грязных антигрузинских играх своих северных союзников.

Что касается Самачабло (Цхинвальского региона), и тут Московскую Патриархию не встретил усыпанный розами путь на поприще осуществления своей неофициальной политики. Положение осложнял статус т.н. южноосетинской аланской епархии, которая официально подчиняется еретической "Истинно-православной греческой церкви". Тут осуществление приведенной выше тактики облагораживания цхинвальских еретиков сквозь фильтр канонического православия, приняла бы для РПЦ оттенок рискованных и опасных игр. Поэтому срочно была разработана новая тактика, на сей раз гуманного и трогательного содержания.

О своих ближайших шагах тактического характера по отношению к Грузинской церкви, в рамках неизменного стратегического подхода (см. Послание патриарха Тихона), Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) 30 июня 2010 года доложил президенту России Дмитрию Медведеву. Положительно оценив деятельность благотворительных организаций Московской Патриархии в т.н. Южной Осетии, Патриарх сказал: "Сейчас в Южной Осетии остро стоит проблема оказания медицинской помощи из-за недостаточного количества медсестер, и вспомогательного медицинского персонала. Мы направляем наших сестер милосердия, наших церковных специалистов для проведения тренинга, чтобы научить людей оказывать медицинские услуги. Конечно, важно, чтобы такого рода организации, деятельность которых является абсолютно прозрачной и эффективной, получали поддержку и государства, и Национального благотворительного фонда". Видно, у этого крайне интересного начинания Патриарха Кирилла - далеко идущие цели. А разговоры об абсолютной прозрачности любой деятельности в условиях цхинвальского режима просто смешны. Этим РПЦ не только не скрывает свою неприкрытую деятельность на оккупированной территории Грузии, и в пределах канонической юрисдикции единоверной грузинской церкви, но и призывает российской государство к более действенному и активному включению в эти процессы…

И, наконец, не могу не привести один из самых важных, на мой взгляд, из результатов - достигнутых при встрече Патриарха Кирилла с константинопольским Всемирным Патриархом Варфоломеем в июне текущего года в Москве: стороны пришли к соглашению о проведении по сути дела Восьмого по счету всемирного собора, под эгидой "Большого собрания православной Церкви".

 

Предельно важен для нас один из вопросов, внесенный в повестку дня этого собрания: "О разработке механизмов присуждения статуса автономий и автокефалий с учетом новых реалий, возникших в православном мире".

Так что, разговоры о чрезмерной тревоге с нашей стороны излишни. Еще в июле 2008 года Москва официально признавала территориальную целостность Грузии, однако делала это на фоне эскалации своих вооруженных сил внутри нашей страны. Московская Патриархия пока еще признает каноническую юрисдикцию Грузинской православной церкви, однако сдает рапорт главнокомандующему своей страны о деятельности московских «церковных десантников» на оккупированных территориях Грузии, и даже призывает государство активизировать свою помощь РПЦ в этом направлении. Делать заключения об уместности проведения аналогий и ассоциаций в действиях российских светских и духовных властей по отношению к Грузии - доверим читателю.