При том, как часто Барака Обаму сравнивают с Франклином Рузвельтом странно, что одна из самых известных программ ФДР не находит параллелей в современной американской политике. Речь идет о ленд-лизе.
Я не говорю о том, что Соединенным Штатам следует втянуть остальную планету в мировую войну, чтобы возродить свою экономику. Просто имеет смысл подумать о нижеследующем:
Во-первых, проблемы мировой безопасности продолжают нарастать. Темная сторона глобализации заключается в том, что технологии и возможности, бывшие ранее прерогативой государств, оказываются в распоряжении негосударственных структур – повстанцев, мятежников, организованной преступности и террористических группировок. Несчастные, обозленные сомалийские рыбаки превратились в бич западной части Индийского океана и продолжают захватывать суда и мешать судоходству, несмотря на присутствие в регионе международной флотилии. Объединившись с колумбийскими наркобаронами, ФАРК может и дальше наращивать огневую мощь, что позволяет ему одновременно продолжать борьбу с правительством в Боготе и защищать маршруты наркотрафика в других странах региона. Когда эксперта по безопасности из Панамского университета Северино Мехия (Severino Mejia) попросили оценить способность правительства Панамы помешать ФАРК использовать территорию страны для транспортировки наркотиков, он открытым текстом заявил: «У нас не хватит сил для конфронтации».
Во-вторых, многие страны сокращают расходы на оборону, особенно после мирового экономического кризиса. Наступила новая эпоха экономии, правительства продолжают урезать лишние издержки, и это сокращение нередко затрагивает ассигнования на национальную безопасность, особенно в Европе .
В-третьих, у Соединенных Штатов истощаются силы. По словам начальника штаба ВМС США адмирала Гэри Рафхэда (Gary Roughead), американский флот сейчас меньше, чем был когда-либо, начиная с 1916 года, притом, что он должен демонстрировать уверенное глобальное присутствие и одновременно поддерживать сухопутные силы в двух интенсивных конфликтах. В распоряжении Соединенных Штатов просто нет достаточного количества ресурсов, чтобы латать все новые дыры в системе мировой безопасности. Более того, общество устало от конфликтов в Ираке и Афганистане, и американским политикам было бы крайне затруднительно добиться от него энтузиазма в отношении новых военных вмешательств.
Но что если мы посмотрим на соотношение ресурсов и задач по-новому?
В мире много относительно небольших стран, особенно, расположенных в опасных регионах, которые не могут позволить себе покупать новое вооружение. Однако у них достаточно бюджетных ресурсов, чтобы платить за техническое обслуживание и нанимать персонал. У Соединенных Штатов, в свою очередь, в результате уменьшения оборонных заказов сокращается промышленная база.
Смысл программы ленд-лиза заключался в том, чтобы обойти законодательство, требовавшее от других стран заранее оплачивать поставки американских вооружений. Она давала исполнительной власти право передавать оружие и технику другим странам на основе лизинга, если это способствовало укреплению национальной безопасности США. Другие страны, в первую очередь Соединенное Королевство и советский Союз, получали оружие, которое позволяло им сдерживать наступающих нацистов, а рост оборонных заказов, между тем, помогал американской промышленности восстановиться после спада, вызванного Великой депрессией.
В чем должна заключаться программа ленд-лиза в 21 веке?
Сегодня задача состоит не в том, чтобы противостоять мощи великих держав, а в том, чтобы заткнуть дыры в периметре безопасности, которыми могут воспользоваться бандиты, пираты, повстанцы и террористические организации. Премьер министр Ямайки Брюс Голдинг (Bruce Golding) недавно заметил, что странам Карибского региона, роль которого в мировом наркотрафике постоянно растет, «не хватает институционального потенциала, чтобы защищать свои границы, патрулировать свои воды и эффективно противостоять мощи наркоторговцев».
Новая программа ленд-лиза, соответственно, должна фокусироваться на поставках вооружений, которые помогают обезопасить наземные, воздушные и морские границы – то есть патрульных катеров и самолетов, вертолетов, легких бронетранспортеров, средств наблюдения и связи для сил безопасности и береговой охраны. Нет необходимости передавать новейшие ультрасовременные системы пятого поколения. Отлично подойдут и модели постарше, все еще находящиеся в исправном состоянии.
Почистив свои арсеналы, наши военные смогут начать замену и обновление вооружений, что гарантирует заказы ряду компаний, экономическое будущее которых висит на волоске. Кроме того, программа ленд-лиза может подтолкнуть оборонных подрядчиков вновь запустить производство более старых и простых моделей, особенно вертолетов и патрульных катеров. Так как они привыкли производить для Пентагона новейшее – и крайне дорогостоящее – вооружение, для них такая тактика станет новостью. Заодно это позволит переломить господствующую в последнее время тенденцию к концентрации большей огневой мощи на меньшем количестве платформ, что является не самой лучшей стратегией, в том случае, когда нужно противодействовать пиратам и наркоторговцам – то есть мелким судам, действующим на больших пространствах.
Программа ленд-лиза также потенциально способна стать ответом на одно из главных опасений, связанных с передачей американского оружия в чужие руки – опасение по поду того, как оно будет использоваться. Так как Соединенные Штаты сохранят это вооружение в собственности, Вашингтон получит полное право диктовать, как и при каких обстоятельствах оно должно применяться. США могут заранее определить параметры программы ленд-лиза и условия пользования. Можно будет сразу же оговорить, сколько денег партнер должен тратить на техническое обслуживание, где и как часто поставленное будет задействовано, а также установить периодические проверки, которые позволят понять, следует ли продлевать соглашение или же технику пора забирать назад.
Чтобы проверить эту - пока, следует признать, гипотетическую - идею, можно было бы запустить пробные программы для таких стран Латинской Америки и Карибского региона, как Панама и Ямайка, которым уже сейчас приходится бороться с хорошо вооруженными и снаряженными наркокартелями, в свою очередь, в конечном итоге, угрожающими также безопасности Соединенных Штатов. Это позволит понять, насколько в принципе осуществимо данное предложение на практике.
Иногда прошлые решения могут служить полезными моделями для будущих. Сейчас, когда покупательная способность в мире идет на спад, возможно, опять наступило время ленд-лиза.
Николас Гвоздев, бывший редактор журнала The National Interest, внешнеполитический комментатор в печатных и вещательных средствах массовой информации. В настоящее время преподает в Военно-морском колледже США (The U.S. Naval War College). Изложенные в статье взгляды представляют собой его личную точку зрения и не отражают мнения руководства ВМФ или правительства США. Его еженедельная колонка в WPR «Реалистическая призма» («The Realist Prism») выходит по пятницам.