Создание Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза грозит нанести еще один экономический удар по Киргизии, и без того изрядно пострадавшей от роста цен на топливо и политической нестабильности последних месяцев, а также заставляет Бишкек определиться, на кого ему делать ставку – на Москву или на Запад.
В последние годы Киргизия выступала в роли перевалочного пункта для китайских товаров, направлявшихся на рынки стран бывшего СССР. Таможенный же союз воздвигнет труднопреодолимые препятствия на пути киргизских торговцев, приобретавших китайские товары по низким ценам и до сих пор неплохо зарабатывавших на перепродаже этих товаров в России, Казахстане и других странах.
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко подписал законы о ратификации ряда документов ТС, включая и Таможенный кодекс, говорится в сообщении информагентства "РИА-Новости" от 7 июля. Создание ТС формирует среди стран бывшего СССР двухуровневую экономическую систему, отделяя Белоруссию, Казахстан и Россию от Киргизии и Таджикистана. Все пять государств остаются членами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Оставшейся за бортом Киргизии придется теперь сделать сложный выбор. Бишкек уже является членом Всемирной торговой организации, в которую Россия не входит. Вместе с тем, некоторые секторы киргизской экономики определенно выиграют от вступления страны в возглавляемый Россией Таможенный союз. Но, похоже, Киргизия не сможет одновременно являться членом и ВТО, и ТС ввиду несовместимости их налоговых тарифов и правил, считают эксперты.
На состоявшемся 5 июля в Астане заседании ЕврАзЭС президент переходного периода КР Роза Отунбаева заявила, что Бишкек "полон решимости войти в Таможенный союз", сообщило информагентство "Интерфакс". Заинтересованность выразил и президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
Несмотря на заявленный временным правительством интерес, говорить о вступлении Киргизии в ТС как о деле решенном пока еще рано. С одной стороны, члены нынешнего ТС не предлагали Бишкеку членства, хотя Москва, как считают многие, не прочь бы принять Киргизию в свой стан. Немаловажно и то, что правительству Розы Отунбаевой приходится преодолевать скептицизм киргизских предпринимателей, подозревающих, что членство в ТС будет способствовать укреплению Россией своего влияния на киргизскую экономику.
"Россия – вот кто получает основную выгоду от ТС. Будучи не в состоянии вступить в ВТО, она решила создать собственный союз. Она оказала нажим на казахстанское правительство с тем, чтобы Казахстан вступил в этот союз, хотя большинство казахстанского населения против этого", – говорит бишкекский финансовый консультант Талант Султанов.
Аналогичные подозрения обуревают экспертов и предпринимателей Таджикистана. На взгляд душанбинского экономиста Жахонгира Азизова, ТС является "попыткой возродить российское экономическое господство в СНГ, о котором мечтал [российский премьер Владимир] Путин".
Возможно, что в конечном итоге оппонентам и скептикам в Киргизии и Таджикистане не останется ничего другого, кроме как вступать в ТС. Цена противодействия может оказаться непомерно высокой. Причиной тому – принятое в начале апреля Россией решение о введении карательного тарифа на светлые нефтепродукты.
Вскоре после введения Россией этого тарифа в обеих странах взлетели цены на бензин. По мнению многих, для восстановления киргизской экономики совершенно необходимо отмена данного сбора. И в Бишкеке, и в Душанбе полагают, что при вступлении Киргизии и Таджикистана в ТС Москва его отменит.
"Россия желает расширить свое влияние и интересы в регионе. Хотя [Киргизия и Таджикистан] экономически не готовы пока вступать в ТС, Россия хочет, чтобы они вступили в него с рядом ограничений", – говорит профессор экономики Киргизско-Российского Славянского университета в Бишкеке Аза Мигранян.
По мнению ряда киргизских предпринимателей, чем скорее Бишкек вступит в Таможенный союз, тем лучше. "У нас должны быть тесные экономические и интеграционные отношения с Россией. Кыргызстан от этого лишь выиграет", – полагает президент Ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Базарбай Мамбетов, недавно назначенный координатором временного правительства по делам ЕврАзЭС. – Мы все получаем из России".