Сегодня в конспиративном номере отеля в окрестностях Лондона сотрудники MI5 и MI6 выслушивают отчёты двух россиян-участников получившего широкую огласку «шпионского обмена».
Сергей Скрипаль и Игорь Сутягин вместе ещё двумя русскими агентами, обмененными на десять внедрённых Москвой агентов–«кротов», действующих под глубоким прикрытием, в пятницу прилетели на базу британских ВВС в Брайз Нортон в Оксфордшире, где их с соблюдением конспирации разместили в небольшом частном отеле, предположительно в западной части Лондона или в Суррее.
Сутягину удалось (или ему позволили) на этих выходных позвонить семье. Мать Сутягина, Светлана Сутягина, рассказала Guardian, что её сын в субботу звонил жене, Ирине Мананниковой. «Ему удалось где-то раздобыть телефонную карточку и сделать короткий звонок, - сказала Сутягина, живущая в подмосковном городе Обнинске. – Может, он называл Ирине город, но она была в таком состоянии, что не запомнила».
Сутягина добавляет: «Игорь ещё в тюремной одежде, и другой одежды у него нет, и практически нет денег. Он почти ничего не успел сказать, карточка быстро закончилась. Такое впечатление, что он не мог действовать свободно. У него при себе есть российский паспорт, но британской визы нет. Ему не стоило выходить».
Великобритания и США заявляют, что в результате этого обмена шпионами они остались в выигрыше, потому что четыре человека, отпущенные на свободу Москвой, представляют намного большую ценность, чем десять агентов, выданных Америкой.
Скрипаль – бывший полковник российской армии, осуждённый за передачу британской Секретной разведывательной службе MI6 имен российских агентов, тайно работавших в Европе. В августе 2013 года он был приговорён к 13 годам тюремного заключения за шпионаж в пользу Великобритании. По словам российской прокуратуры, за информацию, передаваемую им с 1990-х годов, когда он ещё находился на действительной военной службе, MI6 заплатила ему сто тысяч долларов.
Сутягин был арестован в 1999 году и в 2004 осуждён за шпионаж. По словам российских властей, он передавал информацию о подводных лодках британской фирме, за которой, предположительно, стояло ЦРУ. Сутягин утверждал, что невиновен, и что всю передаваемую им информацию можно было найти в открытых источниках. Перед тем, как выпустить его из России, его вынудили подписать признание своей вины.
Скрипаль считается более важным лицом из двоих, во всяком случае, в делах, связанных с британскими спецслужбами. Вероятно, его будут расспрашивать в течение нескольких недель, если не месяцев. Если он решит остаться в Великобритании, ему предоставят жильё и пенсию.
Будущее Сутягина, недавно связывающегося со своей семьёй, живущей в Подмосковье, менее определённо.
Сутягина заявила: «По мнению Игоря, сейчас ничего не происходит, потому что пока здесь выходные, а завтра всё прояснится, все дела с документами утрясутся. Он сказал, что чувствует себя не слишком уверенно, но надеется, что постепенно привыкнет к Англии. Хочет ли он оставаться в Великобритании, он ещё не решил,
«Всё совершенно неясно, ему нужно время, чтобы определиться с выбором. Мы дали ему координаты учёных и других людей в Лондоне, которые, может быть, могли бы ему в чём-то помочь. Но он может всё-таки вернуться в Россию».
Пока что адвокат Сутягина, Анна Ставицкая, сказала агентству "Интерфакс", что «друзья-учёные [Игоря Сутягина] позвонили [из Великобритании] и заявили, что готовы приютить его. Они живут в Лондоне. Они готовы обеспечить его всем необходимым».
Один из агентов, выданных Америке, Александр Запорожский, был полковником КГБ. Считается, что его шпионская деятельность на американцев привела к разоблачению агента ФБР Роберта Ханссена (Robert Hanssen), и агента ЦРУ Олдрича Эймса (Aldrich Ames), двух крупнейших агентов российской разведки в США.
Запорожский был осуждён российским судом в 2003 году за шпионаж в пользу США и приговорён к 18 годам исправительно-трудовых лагерей. По сообщениям, в его собственности остался дом в окрестностях Кокисвилля, к северу от Балтимора, штат Мэриленд, где он жил до приговора.
Сыновья российской шпионской супружеской четы, подписавшей признание в своей вине, оставшись после высылки их родителей из США одни в Нью-Йорке, были вынуждены обратиться за помощью в Красный Крест.
Адвокат 17-летнего Хуана Лазаро-младшего (Juan Lazaro Jr) и его сводного брата Вальдо Марискаля (Waldo Mariscal) заявил, что парочка осталась на мели.