В связи с ирано-американскими отношениями на ум приходит известное высказывание: сегодняшний друг завтра может превратиться во врага, а вчерашние враги сегодня могут стать друзьями. Проблемы в их взаимоотношениях возникают из-за того, что Иран - это быстро развивающаяся страна c огромными амбициями, обладающая признанным влиянием в регионе. Соединённые Штаты же, будучи сверхдержавой, связаны традиционными отношениями со странами региона, поскольку здесь cконцентрированы нефтяные стратегические интересы американцев. Страны Ближнего Востока опасаются роста влияния Ирана, который может стать следствием изменений в отношениях Ирана и США. Иран шахского периода играл важную роль в регионе, а в эпоху холодной войны был "полицейским" для стран Залива, участвуя в политике сдерживания Советского Союза и не давая ему распространить своё влияние на Ближнем Востоке. Что касается Ирана после Исламской революции 1979 года, то его основная задача - перестать быть тенью США и сделаться независимым региональным лидером, отстаивая свои прямые интересы. Поэтому природу изменений в ирано-американских отношениях можно понять только в контексте изменений в балансе сил между крупной региональной державой, роль и влияние которой нельзя отрицать, и сверхдержавой, пытающейся избежать конкуренции и прямой борьбы за интересы.
В этом смысле, все сложности в отношениях двух стран сводятся к признанию интересов и зон влияния друг друга, что требует диалога и заключения прямого соглашения. Вместе с тем, нельзя отрицать возможность силового противостояния, если переговоры не будут иметь успеха. Чтобы заявить о своей независимой позиции и новой расстановке сил в регионе, Иран сосредоточил внимание на освоении атомной энергии, которая является сильным аргументом в борьбе за свои региональные интересы. Прежде всего, необходимо отметить, что у любого регионального лидера есть особая область интересов, и такой областью ближневосточного региона является Персидский залив, где сконцентрированы основные запасы нефти и главные амбиции Ирана.
Возможно, именно противоречия и конфликт интересов между Ираном и США составляют истинную проблему ирано-американских отношений. Это сделало ядерную программу Ирана определяющим фактором в выборе приоритетов в отношениях между двумя державами. Президент Обама с самого начала обозначил своё желание видеть мир многополюсным, опираясь на дипломатические методы, особенно в отношениях с мусульманским миром. Несмотря на это, деятельность неоконсерваторов остаётся одним из препятствий для продуктивного диалога с Ираном, а это значит, что вариант силового решения проблемы всё ещё не исключен. Верно, что для начала диалога может быть недостаточно оснований, однако у двух стран существует целая группа общих интересов, которая в конечном итоге может заставить их встать на путь переговоров. Кроме того, обе стороны боятся войны, понимая, что начать её легче, чем прекратить, а борьба с последствиями войны может оказаться сложнейшей задачей, особенно для Ирана.
Очевидно, что Иран стремится признать роль и интересы Соединённых Штатов в регионе, понимая, что любые изменения в политической карте региона будут учитывать американские интересы. Иран постоянно заявляет о своей готовности к диалогу с США и Западом, не только на тему своей ядерной программы, но и любых других региональных проблем, среди которых палестинская проблема и безопасность в регионе. Это значит, что Иран хочет взаимного признания. Это стремление делает более вероятным договор с США. Одновременно Иран хочет присоединиться к Конвенции по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (CITES), помощи по программе освоения "мирного атома", улучшения торговых и деловых отношений с Западом. Несомненно, экономический фактор играет важную роль в понимании политики Ирана, наряду с национальным фактором и желанием восстановить имперский статус, которым Иран обладал в прошлом.
Иран понимает, что война может не помочь в достижении этих целей, а, напротив, на многие годы задержать развитие страны. Наконец, понимание Ираном и Соединёнными Штатами этих аспектов политики может создать круг общих интересов, которая приблизит страны к заключению договора.