Заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон в ходе визита в Грузию 5 июля о "российской оккупации территории Грузии" вызвало бурную реакцию как в самом Тбилиси, так и в Москве.
Президент Грузии Михаил Саакашвили был рад услышать о поддержке суверенитета своей страны от столь высокопоставленного представителя американской администрации. Москва же тут же разъяснила в заявлении своего МИД что "заявление госсекретаря Клинтон не имеет под собой никаких оснований", так как российские военные находятся на территории Абхазии и Южной Осетии, то есть территориях, которые Москва грузинскими не считает.
Раздражение России понятно - "оккупация" не самый приятный термин для любого государства. А в случае России неприятный вдвойне, так как звучит он из уст представителя Белого дома, причем того самого, который собственноручно жал на кнопку "перезагрузки" российско-американских отношений.
Все это конечно неприятно, но в краткосрочной перспективе на отношениях Вашингтона и Москвы высказывания госсекретаря в Грузии не скажутся. Нынешняя администрация США настолько погрузилась в новые отношения с Россией, что практически исключила из сферы своих интересов постсоветские республики. Во время визита президента Медведева в Вашингтон президент Обама не уставал повторять, что "перезагрузка" отношений с Россией - одно из главных внешнеполитических достижений его администрации.
Действительно, новые отношения Белого дома с Москвой, кажется, ничто не способно омрачить, ни непропорциональное применение Россией силы в Грузии в 2008 году, ни продажа Ирану комплексов С-300, ни разразившийся недавно шпионский скандал.
Более того, получивший Нобелевскую премию мира президент Обама и в ВТО готов Россию с наилучшими рекомендациями проводить и новый Договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-3 с Москвой ратифицировать, причем закрыв глаза на недовольство Республиканской партии, которая далеко не в восторге от количества уступок России со стороны администрации Обамы.
Правда, сделать республиканцы пока ничего не могут. Нынешняя администрация США верна своему курсу, и следом за высказываниями Хиллари Клинтон, раздосадовавшими Кремль, посол США в Грузии постарался сгладить негативное впечатление Москвы.
"Существование разногласий США открыто подтверждают в отношениях с Москвой, и наши послания четки и недвусмысленны", - сказал посол США в Грузии Джон Бас.
Однако вместе с тем американский посол подчеркнул, что, невзирая на существующие разногласия, Вашингтон и Москва должны продолжить диалог для разрешения ситуации в Грузии.
Этот диалог ни шатко ни валко идет вот уже два года. США продолжают по-дружески журить Россию и считать Абхазию и Южную Осетию сепаратистскими регионами Грузии, Москва же не соглашается и считает их отдельными республиками. Разные позиции по Грузии не мешают сторонам активно сотрудничать в разных сферах, начиная от ядерного оружия, заканчивая санкциями против Ирана, за что Обама бесконечно благодарен Кремлю.
Ну а Москва, в свою очередь, благодарна, например, за то, что Вашингтон охладел к идее принятия Грузии в НАТО.
Более того, результатом "перезагрузки" стала не только потеря Вашингтоном энтузиазма по поводу Грузии в НАТО, но и повторное внесение в Конгресс "Соглашения 123" по сотрудничеству России и США в области мирной ядерной энергии.
В 2008 администрация Буша прервала реализацию данного соглашения как раз из-за августовских событий в Грузии, в которых Россия приняла самое непосредственное участие. Однако этим реакция Белого дома в 2008 году и ограничилась. Тогда Штатам было не до того.
Ну, прислали, конечно, представителя госдепа по Южному Кавказу Мэтью Брайзу, ну высказали свое возмущение действиями России, но до критического рубежа отношения с Москвой доводить не стали. В то время уже дул ветер перемен. До смены власти в Белом доме оставалось меньше полугода. Шла предвыборная гонка. Было понятно, что победят на выборах в США демократы и времени у Буша на полноценную реакцию на "непропорциональное применение силы" уже не оставалось.
Нынешняя администрация же после прихода в Белый дом взяла курс на перезагрузку и с курса этого не сворачивает по сей день. Представители Белого дома заявляют, что действия России в Грузии не препятствуют принятию "Соглашения 123". Получается, что ситуация осталась прежней, однако препятствием для сотрудничества США с Россией уже не является.
Ну, а высказывания Клинтон в Грузии, не больше чем дань уважения президенту Саакашвили. Ведь очевидно, что Вашингтон не готов предложить четкий план возвращения Абхазии и Южной Осетии, ограничиваясь лишь заявлениями о недопустимости факта отделения этих регионов от Грузии.
Правда половина срока президентства Обамы уже позади и что сулят Грузии следующие выборы пока не ясно. Возможно, что возвращение Грузии в орбиту интересов Вашингтона случится в 2013, когда в России у власти будет уже новый президент. И какова будет тогда ситуация с "перезагрузкой" - большой вопрос.