Libération заполучила копию доклада по русско-французскому сотрудничеству в области циркуляции ядерных веществ и отходов.
Этот доклад не стал открытием века, но для его появления все же понадобилась немалая доля упорства, а также серьезная шумиха в СМИ. Высший комитет по прозрачности информации в области ядерной безопасности должен сообщить министру экологии и энергетики Жану-Луи Борлоо (Jean-Louis Borloo) свое мнение по поводу прозрачности в деле циркуляции ядерных веществ и отходов. После выхода в 2009 году на канале Arte документального фильма о взаимодействии Франции и России в данной области министр поручил комитету составить подробный отчет о сотрудничестве двух стран. Получившийся в результате 57-страничный документ содержит детальный анализ потоков радиоактивных веществ и всех циклов использования топлива. "Это очень важный отчет, особенно, если он станет ежегодным", говорит Джеки Боннмен (Jacky Bonnemains) из ассоциации "Робин Гуд", которая также принимала участие в составлении документа.
Для полноценного функционирования французских АЭС требуется 8 000 тонн природного урана, из которых затем получают 1 200 тонн топлива. При этом энергетики предпочитают экономить сырье (до 12%), используя повторно обогащенный уран на двух реакторах и плутоний на еще 20. С учетом сегодняшних цен на уран, эти сэкономленные 960 тонн сокращают расходы на 61 миллион евро. "Цифра эта довольна спорная", - предупреждает Джеки Боннмен. С этого года экономия должна достичь 17%, так как еще 2 реактора перейдут на вторично обогащенный уран и 4 на МОКС-топливо (содержит плутоний).
В докладе подтверждается тот факт, что Франция пользуется российскими установками для обогащения двух типов урана. "Значение этих топливных потоков и точные объемы были до публикации отчета неизвестны", - подчеркивает член комитета. Так, с 2000 по 2009 год из Франции было вывезено более 8 500 тонн природного урана, 52 619 тонн обедненного урана и 4 161 тонна переработанного урана. Обратно в страну вернулось лишь около 10% от этого количества топлива. Оставшийся в России обедненный уран складируется там под открытым небом. В конце июня в Томск должна была отправиться французская делегация с тем, чтобы осмотреть объекты и оценить условия хранения, однако российская сторона была против присутствия представителей профсоюзов и "зеленых", и поездку в результате пришлось отменить. "Этот первый отчет был сконцентрирован на сотрудничестве с Россией, что абсолютно нормально, так как одна из тех стран, которые строят самые грандиозные планы в ядерной сфере и при этом предоставляют минимум прозрачности", жалуется Джеки Боннмен, которому не дали побывать в России.
Хотя в докладе и упоминаются конкретные объемы, нам по-прежнему ничего не известно о суммах контрактов Areva с российскими "Росатомом" и "Техснабэкспортом". В этой связи некоторые члены комитета считают, что в результате у них не получилось представить "полной и наглядной" картины.