Таганский суд Москвы признал виновными в разжигании межрелигиозной розни бывшего директора музея имени Сахарова Юрия Самодурова и экс-заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, организовавших три года назад выставку "Запретное искусство 2006".
Самодуров и Ерофеев приговорены к штрафам в 200 и 150 тысяч рублей (6450 и 4830 долларов) соответственно.
Обвинение добивалось, чтобы подсудимых приговорили к трем годам тюрьмы.
Ерофеев и Самодуров "совершили действие, направленное на возбуждение ненависти и вражды по религиозным признакам", сказано в приговоре. Судья квалифицировал проведение выставки как "преступный умысел".
Обвиняемых судили за то, что они организовали и провели выставку "Запретное искусство-2006", которая проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Общественном центре на Земляном валу в Москве. По мнению прокуратуры, на выставке демонстрировались произведения, содержащие "унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и к гражданам, исповедующим эту религию".
"Тараканий суд"
По данным некоторых журналистов, пришедшие в здание суда поддержать обвиняемых активисты арт-группы "Война" каким-то образом пронесли в помещение и выпустили несколько тысяч тараканов. Один из судебных приставов сказал корреспонденту Российского агентства правовой и судебной информации, что "тараканы разбежались по всему зданию". Насекомых, предположил пристав, пронесли, чтобы выразить протест против "тараканьего суда".
"Тараканы повсюду. "Войну" почти всю вывели. На лестнице – тараканий ад", – написал в twitter новосибирский художник Артем Лоскутов, также поддерживающий подсудимых.
Самодурова и Ерофеева обвинили в возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения
По утверждению подсудимых, из обвинительного заключения им так и не стало ясно, к кому выставка вызвала ненависть. Они также отмечали, что их судят за организацию всей выставки, а в обвинительном заключении были перечислены только девять экспонатов.
Православный гнев
Судебный процесс был инициирован православным движением "Народный собор". В организации считают недопустимым использование художниками в произведениях изображений религиозных атрибутов мусульманства и христианства.
Православная церковь резко выступала против выставки, на которой объекты культа, например, иконы, сочетались с бытовыми предметами и надписями. В то же время глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский призвал суд снисходительно отнестись к обвиняемым.
"Церковь всегда призывает к милости к падшим", - сказал Вигилянский в эфире радиостанции "Эхо Москвы", при этом добавив, что "в приличном обществе оскорблять национальные или религиозные чувства других не стоит".
Представленные в музее Сахарова экспонаты были ранее по разным причинам сняты с других выставок. Рассматривать картины можно было только через небольшой глазок в фальш-стенке.
Гельман готов повторить шаг Самодурова и Ерофеева
Процесс над Самодуровым и Ерофеевым вызвал широкий общественный резонанс.
Многие деятели культуры опасаются, что судебное разбирательство и приговор организаторам выставки нанесет невосполнимый ущерб современному российскому искусству и приведет к срыву международных выставок.
"Россия будет отторгнута мировой художественной общественностью", сказал РИА Новости директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман. Он пообещал повторить выставку, если по делу о "Запретном искусстве" будет вынесен обвинительный приговор.
"Эта судебная история - мракобесие, невероятное по своему идиотизму", - заявил ранее живущий за границей художник Илья Кабаков. Он сравнил ситуацию вокруг выставки "Запретного искусства" с отношением к авангардистскому искусству в советские времена, когда, по его словам, художники работали "в атмосфере ужасающей цензуры и в ожидании топора, который все время мог опуститься".
"Но вот кончилась советская власть, страна идет по другим, демократическим, рельсам - и опять то же самое. Тронуть культуру - это тронуть живой, цивилизационный аспект жизни этой страны", - считает Кабаков.
"Назад в СССР"
По мнению художника Дмитрия Врубеля, который выступал защитником Ерофеева и Самодурова на процессе, "мы снова оказываемся в стране, где государство поддерживает одну позицию и эстетику, а другую называет уголовной, и это страшно".
На прошлой неделе группа известных деятелей культуры обратились с открытым письмом в защиту Ерофеева и Самодурова. Среди тех, кто поставил подписи под обращением, Илья и Эмилия Кабаковы, Эрик Булатов, Виталий Комар и Александр Меламид, Григорий Брускин, Оскар Рабин и другие.
Немало откликов появилось и в российской блогосфере. "Пусть приходят к каждому, пусть судятся с каждым, на всех следователей не хватит", - пишет блоггер teh_nomad.
Некоторые были не так категоричны. "За решетку за такое сажать - конечно, бред, - говорится в записи пользователя denismajor. - Но и пиарить только потому, что это запрещают - бред ничуть не меньший".
В конце минувшей недели на Чистых прудах в Москве собрались сотни людей, выступивших в защиту Самодурова и Ерофеева. В их числе были известные художники и представители других творческих профессий. Участие в митинге приняли глава движения "За права человека" Лев Пономарев, карикатурист Андрей Бильжо, руководитель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
О неуместности судебного разбирательства над организаторами художественной выставки высказался и министр культуры России Александр Авдеев. По его словам, "общественная оценка выставки должна быть морально-этической, а не судебной".
На сайте Минкульта приводится мнение главы ведомства о том, что "Самодуров и Ерофеев не перешли красной черты закона".
Российские правозащитники обратились к верховному комиссару ООН по правам человека с просьбой не допустить тюремного приговора куратора выставки. Это письмо подписали Людмила Алексеева, Елена Боннэр, Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Павел Литвинов и Арсений Рогинский.
С осуждением уголовного дела и призывами снять обвинения с Ерофеева и Самодурова выступили международные организации Human Rights Watch и Amnesty International.