Уровень комфорта, мобильности и личной свободы, достижимые в развитых экономиках мирах, в значительной степени обеспечиваются качеством производства и распределения энергии. Однако ученые и политические деятели обеспокоены прогнозами по глобальному потеплению из-за драматического роста потребления энергии. В качестве решения этих проблем предлагаются существенные изменения тех способов, с помощью которых цивилизация использует энергетические ресурсы. Что это означает для разных источников энергии? Какие из них пройдут этот экологический тест будущего? Мы убеждены, что природный газ будет одним из них, но только в том случае, если в газовой промышленности мы полностью перейдем к регулированию выбросов парниковых газов и будем говорить о газе в полный голос.
Солнцу и ветру не прикажешь
Природный газ должен стать в центре интересов всех стратегий по снижению углеродных выбросов, потому что это экологическое топливо дня сегодняшнего и будущего. Пришло время объявить конец эры, когда природный газ считался лишь «одним из» традиционных и устаревших видов топлива, которое в борьбе с глобальным потеплением скорее мешает, чем помогает. Природный газ однозначно более экологичный, чем нефть и уголь. Сжигание газа вместо нефти сокращает выбросы CO2 на 20 процентов, а если газ использовать вместо угля, тогда речь идет о снижении на 50-60 процентов. Увеличение доли газа в энергетическом миксе ЕС на один процент снижает эмиссии СО2 на 3 процента.
Конечно, важную роль в создании низкоуглеродного энергетического микса играют возобновляемые источники и ядерная энергия. И хотя развитие будущих возобновляемых технологий многообещающе, природный газ предлагает лучшее доступное решение. Некоторым возобновляемым технологиям еще далеко до экономической и экологической эффективности, им необходима существенная поддержка, что негативно сказывается на конечном потребителе. Также здесь остается вопрос об их надежности, если мы не можем повлиять на то, где светит солнце и дует ветер, и если солнце не светит так, чтобы покрыть потребление в энергетические пики.
В отношении ядерных электростанций все еще актуален вопрос их безопасности, кроме того, каждый в западном мире знает, что строительство атомной электростанции может спокойно стать проектом на десятилетия, не на годы. А строительство электростанции с современным газовым комбинированным циклом, наоборот, не займет много времени, эти блоки очень надежны, они дают чистую энергию по конкурентоспособной цене. Газовая промышленность дает убедительный ответ на вопрос, как добиться выполнения обязательств по сокращению углеродных выбросов. И с гарантией, которой не дает ни одно другое топливо или технология, и тем белее не с такими затратами.
Рационально, экономно и без идеологии
Европейский Союз пока сделал лишь небольшой шаг к своей цели по снижению до 2020 года эмиссии СО2 на 20 процентов, несмотря на торговлю квотами и поддержку ряда возобновляемых источников энергии. При этом замена каждого второго угольного блока на современную газовую турбину сама по себе обеспечила бы выполнение обязательств по снижению выбросов почти на половину. Конечно, для выполнения необходима смена подхода. Правительства стран ЕС должны прийти со специальной политикой и, и это важнее, посмотреть на газ «незамыленным взглядом».
В последнее время много говорят о добыче сланцевого газа. Такой газ может дать огромные возможности нашей газовой промышленности и экономике. Развитие добычи газа из нетрадиционных источников может поддержать роль газа в глобальном энергетическом миксе, и газ может стать основным источником для производства энергии и транспорта. Этот газ также может помочь искоренить мотивированные идеологией страхи Европы перед тем, что она должны полагаться на российский газ. Чтобы сланцевый газ мог помочь охране окружающей среды, его надо добывать аккуратно и экологически чистым способом. Это особенно касается Европы, где плотность населения выше, чем в США, и где более высокие экологические стандарты.
Я боюсь, что без сильной и действенной защиты в пользу газового производства, сами правительства не найдут оптимального и доступного по финансам решения этих ключевых проблем. Поэтому «Газпром» хочет быть главным архитектором этой энергетической стратегии ради чистого будущего, как идейный, рыночный и технологический лидер и в то же время как международный поставщик энергии.
Александр Медведев – генеральный директор ООО «Газпром экспорт» и заместитель председателя правления ОАО «Газпром».