Заниматься современным искусством в России, как оказалось, занятие рискованное. Такие экспонаты как Христос с головой Микки Мауса в окружении учеников, заполненный икрой оклад иконы и "Целующиеся милиционеры" дорого обошлись Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову: московский суд признал их виновными в "разжигании ненависти". "Они заслуживают трех лет тюрьмы и изгнания из России", заявил одетый как металлист мужчина с длинными волосами, седой бородой и массивным резным крестом в руке. Этим человеком был Леонид Симонович-Никшич, лидер православной ультранационалисткой группы "Союз православных хоругвеносцев", которая и подала иск на Ерофеева и Самодурова.
В июне 2007 года директор музея Сахарова Юрий Самодуров и искусствовед Андрей Ерофеев решили выступить против цензуры, представив публике 24 произведения, от которых в 2006 году отказались все российские музеи из-за их провокационного характера. Сама выставка "Запретное искусство" также обыгрывала понятие цензуры: произведения были скрыты загородкой, и увидеть их можно было лишь через прорезанный в ней глазок.
Скандал
Ряд маргинальных и фашиствующих организаций (члены которых, кстати, сами ни разу не были на "сатанинской" выставке) обратились в суд, а министр культуры Александр Соколов запретил выставлять эти "позорные для России" работы в Париже.
"То, что начиналось как эстетический конфликт, сегодня превратилось в борьбу традиционной и модернизаторской России", - заявил Ерофеев перед тем как войти в зал суда. "Власть должна сделать выбор между двумя противостоящими друг другу общественными движениями, и я надеюсь, что здравый смысл восторжествует".
Последние его слова заглушили звон и пение. Снаружи около двух десятков старичков начали процессию вокруг здания, громко молясь за спасение "проклятых" душ.
Три часа спустя взмокшие Ерофеев и Самодуров с нескрываемым облегчением на лицах вышли из суда под аплодисменты нескольких пришедших поддержать их художников и правозащитников. Вместо трех лет тюремного заключения, которые требовала прокуратура, они должны будут выплатить штраф в 9 тысяч евро. "Это компромисс. Я, конечно, рад, что не сяду в тюрьму, но меня все же объявили виновным, что просто возмутительно, - сказал улыбающийся Ерофеев. - Этот процесс отразится на всех. Он создал прецедент", - подчеркнул искусствовед.
"С учетом всех слов о либерализации страны власть не решилась их посадить. Однако суд так и не дал достойный ответ тем православным террористам, которые затеяли весь этот цирк", - заявил правозащитник Лев Пономарев.