Согласно появившимся сегодня в прессе сообщениям, десятерых агентов глубокого внедрения, депортированных из США, подвергают сейчас допросам в неком секретном учреждении в России.
Как сообщается из Москвы, представители разведки проверяют их показания на детекторе лжи, желая узнать, не были ли разведчики выданы ФБР двойным агентом.
Разведчики вылетели в Москву в пятницу, когда в напряжённой обстановке произошёл обмен шпионами; тогда же были выданы четверо обвиняемых в шпионаже в пользу Запада. Агенты, однако, были увезены из столичного аэропорта «Домодедово» под конвоем, и с тех пор от них известий не поступало.
Среди задержанных была двадцативосьмилетняя предпринимательница Анна Чапман, бывшая сотрудница банка Barclays, проработавшая семь лет в Лондоне.
Ссылаясь на источник в спецслужбах, газета «Московский комсомолец» сообщила, что агентов сначала отвезли в штаб Службы внешней разведки (СВР), расположенный на окраине Москвы в Ясенево, а затем — в другое, неуказанное место.
«С агентами работают специалисты», — сообщил, как говорится в газете, неизвестный источник. — «Они пытаются выяснить, кто из разведчиков [курировавших агентов] мог допустить промашку. С ними общаются и проводят различные проверки, в том числе с помощью детектора лжи».
Также источник сообщил, что проделывается «громадная работа» с целью установить, не было ли в самой СВР предателя, который мог выдать агентов. Считается, что высокопоставленные сотрудники СВР знали о существовании сети агентов ещё с 2001 года, когда она начала свою деятельность.
В США пресса сообщает, что задержан ещё один, уже двенадцатый человек, подозреваемый в причастности к деятельности российской шпионской организации.
В газете Wall Street Journal сообщается, что специалисты по контрразведке из ФБР следили за двадцатитрёхлетним россиянином почти год. Также сообщается, что он будет депортирован из страны.
Родственники Игоря Сутягина — российского учёного, признанного виновным в работе на ЦРУ и высланного в Великобритания в рамках обмена, — сообщили, что он позвонил домой во второй раз.
Брат Игоря Сутягина Дмитрий сообщил, что учёный всё ещё живёт в гостинице в маленьком городе в окрестностях Лондона, но точного своего местонахождения не знает.
Учёный сообщил своей матери, что прошёл осмотр у психолога и у врача.
«Врач сказал, что для человека, просидевшего одиннадцать лет в тюрьме, у него не такое плохое состояние здоровья», — рассказал Дмитрий Сутягин.
Своим родственникам Сутягин сказал, что в ближайшие два дня должен получить британскую визу, но будет ли оставаться в этой стране, пока не решил.
«Пока он не оценит ситуацию трезво, причём как в России, так и в Англии, он не будет принимать решение», — пояснил его брат.
Ранее Сутягин давал понять, что его свобода передвижения ограничена, но теперь сказал своей матери, что имеет возможность гулять по лесу рядом с гостиницей и чувствует себя как на курорте. Его кормят «хорошо и щедро», хотя сама еда «непривычна».
Десять шпионов, депортированные из США, содержатся в гостиницах на закрытом объекте СВР, где нет покрытия сотовой связи.
Родственники имеют возможность посещать задержанных, но самим им не будет позволено покидать территорию ещё две недели или дольше, пока будет вестись «работа над ошибками», о чём также сообщил вышеуказанный источник.
Если выяснится, что «нелегалы» (как называли агентов сотрудники ФБР) не совершили ошибок, то их отпустят на свободу.
Поимка агентов, пользовавшихся сочетанием современных и стариннных технологий (невидимые чернила, обмен странными кодовыми словами на неправильном английском с кураторами), вызвала определённое замешательство в определённых кругах в Москве.
Отставной полковник КГБ и заместитель председателя комитета безопасности при парламенте Геннадий Гудков сказал об этом так: «Теперь мы знаем, что у нас не только плохая система судов и плохие правоохранительные органы, но и последний бастион репутации наших легендарных спецслужб тоже рухнул».
Мнения о будущей судьбе десятерых агентов разделились. Отдельные комментаторы прогнозируют, что Чапман — её называют «агент 90-60-90» — может стать ведущей ток-шоу или моделью.
Но специалист по разботе разведки и редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов заявил, что, скорее всего, тайные агенты так и останутся тайными агентами.
«Наверно, они станут инструкторами в академии СВР — это что-то вроде кладбища агентов, депортированных из других стран», — прокомментировал он.