23-летний Алексей Каретников, получивший в некоторых средствах информации многозначительное прозвище "двенадцатый российский агент", 13 июля был выслан в Россию за нарушение иммиграционных правил.
Он приехал в США прошлой осенью и, судя по всему, срок действия его визы истек. Хотя его имя всплыло в контексте разоблачения одиннадцати российских агентов в США, по словам неназванного сотрудника спецслужб, если те одиннадцать были мелкой рыбешкой, Каретников даже не заслуживает места в аквариуме.
Как сообщили четверо представителей правоохранительных органов США, россиянина задержали за нарушение иммиграционных законов. Нет свидетельств того, что этот человек получал, хранил и пытался передать какую-либо секретную информацию. Служба контрразведки Федерального бюро расследований следила за ним почти с момента его прибытия в США в октябре 2009 года. Интерес к нему возник в связи с расследованием деятельности 11 российских агентов, но было недостаточно улик, чтобы присовокупить его к этой группе.
Как пишет газета "Вашингтон пост", в связи с продолжением "шпионского скандала" американские эксперты задают два вопроса: все ли агенты, внедренные российской Службой внешней разведки, раскрыты и будет ли эта Служба продолжать засылать новые группы "нелегалов", несмотря на перезагрузку американо-российских отношений? Не забывают авторы аналитических материалов и то, что в деле о российских агентах-"нелегалах" упоминаются сотрудники российского посольства в Вашингтоне, представительства Российской Федерации при ООН и консульства России в Нью-Йорке. Вот что сказал об истории с российскими агентами министр юстиции США Эрик Холдер:
– 10 человек здесь, в США, признали себя виновными в том, что были агентами России, не зарегистрировавшись в этом качестве. Они не передали России никакой секретной информации, поэтому их не обвинили в шпионаже. С другой стороны, нам удалось раскрыть довольно существенную агентурную сеть так называемых "нелегалов", которые внедрились в американское общество и собирали информацию из разных источников. Российские агенты представляли потенциальную опасность. Мы видели, как Россия заинтересована в них, тратит на них сотни тысяч долларов, активно поддерживает с ними связь. Россия явно считала их работу важной частью своей разведывательной программы. Поэтому мы следили за ними и воспринимали потенциальную угрозу достаточно серьезно.
Арестом 12-го россиянина предположения американских экспертов о том, что у ФБР, кроме обмененных 10 российских агентов, есть в запасе кое-что еще, оправдались. И, видимо, не оправдались надежды руководства США и России, что обменом 10 на 4 инцидент будет исчерпан.