Митт Ромни (Mitt Romney), в 2008 году бывший одним из кандидатов в президенты от Республиканской партии, раскритиковал новый договор о разоружении, заключенный президентом Обамой с Россией, назвав его опасной ловушкой. Но сенатор-республиканец Ричард Лугар (Richard Lugar) встал на защиту президента-демократа, сам раскритиковал Ромни и назвал его «дезинформированным». Тем не менее, отчаянная попытка Лугара спасти вызывающий противоречивую оценку договор Обамы, шансы на ратификацию которого пошатнулись из-за недавних откровений о российских шпионах, особенного удивления не вызывает.
Лугар, один из лидеров глобалистской фракции в Сенате, был куратором бывшего тогда тоже сенатором Барака Обамы во время вызвавшего неоднозначную реакцию трехдневного визита в Россию и Восточную Европу, совершенного ими в 2005 году.
Во время того визита российские власти задержали Обаму с Лугаром, пригрозили обыскать самолет и проверили их паспорта. Как ни странно, в официальном докладе о поездке, составленном аппаратом Лугара, об этом инциденте не упоминалось.
Лугар очень близок Обаме лично, да к тому же один из главных его людей в Конгрессе — это Карл Мичем (Carl Meacham), ранее тесно работавший с лидером демократов в Сенате Гарри Ридом (Harry Reid).
В своих попытках добиться ратификации нового договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ), для чего требуется шестьдесят семь голосов, сторонники этого решения недавно натолкнулись на трудности в связи с арестом (и вскоре последовавшим освобождением) десятерых российских агентов, действовавших в интересах Службы внешней разведки России (СВР) — наследницы старого советского КГБ. В газете Hill отмечалось, что приложенные к делу документы убедительно доказывали, что агенты получили «из Москвы запрос о сборе информации по договору» непосредственно перед поездкой Обамы в Россию в 2009 году, когда недавно избранный президент «призвал Москву прекратить считать Америку своим противником», как выразился автор статьи в британской газете Guardian.
Как явствует из одного из приложенных к делу документов, Москва «запрашивала информацию о позиции США в отношении нового договора о сокращении стратегических вооружений, Афганистана, а также иранской программы создания ядерного оружия». В нем же говорилось, что российские агенты получили инструкции, в соответствии с которыми должны были собирать информацию по «ответственным лицам по политике [в отношении России]», но имена конкретных четырех членов администрации Обамы, на которых была направлена эта деятельность, были удалены.
В документе говорится, что Москва также ожидала получить от агентов информацию из источников, «близких к госдепартаменту, правительству, главным аналитическим центрам».
В одном из документов говорится, что русские проявляли интерес к источникам, «входящим в состав или способным внедриться в эшелоны власти США», а также что один из российских агентов «встречался с сотрудником правительства США и общался с ним на тему исследований ядерного оружия».
Составители документов предполагают, что позиция России или США по новому договору СНВ, возможно, изменилась из-за деятельности российских разведчиков.
Лугар высказывается за заключение этого неоднозначного договора с Россией, да и в отношениях с коммунистической Кубой предлагает применить несколько более склоняющийся влево подход: в 2009 году он опубликовал текст, в котором призывал к отказу от политики изоляции и применения экономических санкций против этой диктатуры, поддерживающей террористов. Автором текста был Мичем, официально возглавляющий отдел Латинской Америки в комитете по международным отношениям при Сенате.
Лугар, много раз ездивший в Россию и бывший Советский Союз, — один из самых левых сенаторов-республиканцев, занимающихся вопросами внешней политки; он с гордостью принял пожертвования на предвыборную кампанию от глобалистской группировки «Граждане за глобальные решения» (ГГР). Лугар даже дал их представителям интервью, в котором высказывался за ратификацию другого международного договора — конвенции ООН по морскому праву.
ГГР, ранее называвшиеся «Ассоциацией мировых федералистов», хотят добиться поддержки нового договора с Россией от сенатора-республиканца от штата Теннесси Боба Коркера (Bob Corker). Само голосование должно состояться в течение ближайших двух недель.
Договор, подписанный Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым 8 апреля, обяжет обе страны ограничить свой арсенал стратегических ядерных вооружений 1550 боеголовками (то есть сократить его на треть), но не скажется на создании и вводе в строй ядерного оружия тактического назначения или же меньшей дальности.
Более того, в преамбуле к договору обе стороны признают наличие «взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями», а также то, как «важность этой взаимосвязи будет повышаться по мере сокращения стратегических вооружений». Ромни считает (и National Review его в этом поддерживает), что этот момент стал крупной уступкой русским, из-за которой может пострадать обороноспособность США в части отражения ракетных ударов.
«Новый СНВ ограничивает противоракетную оборону — нашу средство защиты от государств-изгоев, распространяющих ядерное оружие, наподобие Ирана и Северной Кореи. В преамбуле к нему говорится о связи стратегической обороны со стратегическим арсеналам. Он прямо запрещает США превращать шахты для запуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в элементы противоракетной обороны. А Россия открыто оставила за собой право расторгнуть договор в случае, если США резко повысят свою способность отражать ракетные удары».
Несмотря на появление и рост сопротивления новому СНВ, и при республиканской, и при демократической администрациях продолжалось предоставление России помощи, якобы с целью уничтожения оружия массового поражения.
На самом деле визит Лугара и Обамы в Россию 2005 года преследовал целью продвижение омраченной многочисленными скандалами «программы коллективного сокращения угроз», также известной под названием «программа Нанна-Лугара» — в честь сенаторов, первыми ставших ее спонсорами. Лугар и Обама вместе спонсировали еще одну программу, преследовавшую те же цели.
Однако, как выясняется из сообщений, опубликованных бюро подотчетности правительства, часть денежных средств, чей объем уже превысил шесть миллиардов долларов, была пущена на уничтожение устаревших вооружений, которые Москва собиралась заменить более передовыми вооружениями, и на оплату труда русских ученых.
В ответ на критику Ромни Стивен Пайфер (Steven Pifer) и Строуб Толботт (Strobe Talbott) из Брукингского Института опубликовали статью в Washington Post, где признали правоту Ромни в том, что принятые меры «не ограничивают тактические ядерные вооружения, в которых Россия имеет значительное численное превосходство». Тем не менее, они считают, что, раз договор поддерживают некоторые союзники США, которым российские тактические ядерные вооружения угрожают непосредственно, США тоже должны его поддержать.
Пайфер, ранее бывший послом США на Украине, возглавляет инициативу Брукингского института по разоружению, а Толботт, при Клинтоне бывший заместителем государственного секретаря (1994–2001 гг.), занимает пост его президента. Имя Толботта прозвучало в очередной раз, когда вышла книга-блокбастер «Товарищ Дж.», основанная на откровенных рассказах выдающегося русского шпиона; утверждалось, что Толботт был доверенным контактным лицом российской разведслужбы. Сам Толботт не признает, что был агентом России.
Но в 1994 году, когда рассматривалась кандидатура Толботта на пост в государственном департаменте (администрация Клинтона), появилась информация, что он в бытность корреспондентом журнала Time в Москве поддерживал отношения с Виктором Луисом (Victor Louis), советским «журналистом», а на самом деле — агентом разведки советского КГБ.
Лугара считают одним из самых близких друзей Толботта в Сенате. На старом веб-сайте сенатора Обамы была опубликована статья, в которой говорилось, что Лугар «помогал» Обаме с внешней политикой и что они «сформировали совместное предприятие политической направленности, а также общество взаимного восхищения».
Что касается совместной работы в комитете по международным отношениям при Сенате, то, по сообщению агентства Bloomberg, Лугар «выбрал Обаму» вскоре после того, как Обама прошел в Сенат (это случилось в 2004 году), и их отношения стали настолько тесными, что после избрания Обамы на пост президента Лугара стали считать его неофициальным старшим советником.
Очевидно, что остальные сенаторы с меньшим оптимизмом относятся к «опыту» Обамы в области внешней политики и сношений с русскими.
29 июня главе комитета по международным отношениям при Сенате Джону Керри (John Kerry) было направлено коллективное письмо от всех республиканцев, кроме Лугара; в письме говорилось, что русские ранее нарушали договоры о разоружении и что для рассмотрения нового СНВ нужно больше времени.
В среду в комитете по силовым службам при Сенате пройдут секретные слушания, посвященные возможности верификации выполнения Россией условий договора. В четверг открытые слушания по договору пройдут в комитете по международным отношениям.
Что касается внешнеполитического «опыта» Обамы до занятия им президентского кресла, то он, как сообщается, был автором курсовой работы по ядерному разоружению СССР, но ни одного экземпляра этой работы обнаружено не было. Впоследствии New York Times сообщила, что в 1983 году он написал статью под заголовком «Покончить с менталитетом войны» для новостного журнала, публикуемого Колумбийским университетом, где призывал не только поддержать движение за заморозку ядерного оружия, но даже и отказаться от конкретных систем вооружения и поставить общей целью достижение «безъядерного мира».
Борьба за заморозку ядерного оружия была срежиссирована СССР, чтобы лишить США возможности дать военный ответ на наращивание Советами ядерного потенциала. Борьба провалилась, потому что бывший тогда президентом Роналд Рейган взял курс на наращивание военного превосходства и размещение дополнительных ядерных вооружений в Европе.
Если учесть взгляд Обамы на бывший Советский Союз и на Россию, то, пожалуй, не так удивительно, что он, как сообщается, безразлично отреагировал на задержание его и Лугара в России, сказав только:
«Мы какое-то время просидели в зале за запертыми дверьми. В ГУЛАГ мы не попали».
Однако есть сообщение, согласно которому Лугар и Обама содержались в «неудобной душной комнате» в течение трех часов, а «выпустили их на соседнее крыльцо только после того, как они сдали паспорта».
В статье под заголовком «Папаня из Индианы» (Лугар родом из этого штата), опубликованной в Washington Monthly, отмечалось, что после того, как Лугар стал куратором Обамы в Сенате, они сблизились после совместной поездки в Россию в 2005 году. В отношении того задержания Лугар говорил, однако, что «невольно задумываешься, кто на самом деле управляет страной».
Прошло пять лет, но сомнений в этом как не было, так и нет. Власть находится в железных руках премьер-министра Владимира Путина, бывшего офицера КГБ, сначала занимавшего пост президента, а затем позволившего занять его место нынешнему президенту, выбранному им лично, — Дмитрию Медведеву.
Россия не только не оставляет свою шпионскую деятельность (значительная часть которой осуществляется через представительство ООН в Нью-Йорке), но и запустила массированную антиамериканскую пропагандистскую кампанию через свой мировой телевизионный канал Russia Today, имеющий корреспондентов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Недавно они взяли интервью у лидера «Новой партии черных пантер», и он сказал, что канал Fox News «разжигает межрасовые страхи» в США.
Лугар, однако, остается по-прежнему верен концепции переговоров, соглашений и тесных отношений с путинской Россией. Он пошел в наступление против Ромни по вопросу ратификации нового СНВ, но на его сайте не обнаружено никаких призывов провести расследование с целью определить, какое участие российские разведслужбы могли принять в выработке окончательных условий договора.