Во вторник один из последних оставшихся в России региональных лидеров-диктаторов объявил, что уйдёт на пенсию в следующем году, когда истечёт очередной срок его полномочий. Кремль сейчас занимается тем, что меняет нарастивших авторитет лидеров, переживших распад Советского Союза и сохранивших долю автономии в отношениях с Москвой.
Семидесятишестилетний диктатор Муртаза Рахимов возглавляет богатую нефтью республику Башкортостан с 1990 года; за это время его семья очень сильно разбогатела. Либералы критиковали его за силовые акции с применением милиции и за жёсткий контроль, но в то же время пребывали в восторге по поводу его едкой критики в адрес политики Кремля, в которой он осмеливался заходить дальше, чем практически любое другое официальное лицо.
Год назад Рахимов заявил в интервью одной московской газете, что российская политика стала более централизованной, чем была в советские времена, а по отношению к населению регионов выражаются «недоверие и неуважение». Также он заявил, что лидеры «Единой России» — правящей партии, возглавляемой премьер-министром Владимиров Путиным, — «и тремя курицами не командовали».
После этой вспышки вновь поползли слухи, что Рахимова скоро попросят на выход, но грянул мировой финансовый кризис, и Кремль стал проявлять большую осторожность при смене лидеров. В последнее время, однако, Кремль стал всё более уверенно находить замену так называемым «губернаторам-тяжеловесам», в частности, Эдуарду Росселю из Свердловской области и Минтимеру Шаймиеву из Татарстана — оба они занимают свои должности с 1991 года. Последним в этой группе стал Юрий Лужков, бывший мэром Москвы с 1992 года.
В следующем году начнётся новый избирательный цикл, и в преддверии этого Кремль карает региональных лидеров, бросивших вызов его руководящей роли во время финансового кризиса. Таково мнение политолога из московского Карнеги-центра Николая Петрова.
«Они решили, что не могут рассчитывать на этих губернаторов, - сказал Петров. - Эти политики сформировались в другую эпоху, они были готовы в любой момент вернуть себе то, что у них отобрали».
Рахимов в прошлом руководил заводом и не обладает политической утончённостью, свойственной другим «тяжеловесам». Слухи о его отставке по истечении срока в октябре 2011 года сопровождались разговорами о том, что он может уйти и ещё раньше.
На прошедшем месяц назад региональном собрании Рахимов заявил, что назначение на должность главы республики неместного станет «унижением для всех башкир», о чём также сообщил Петров. Вскоре после этого в эфире государственных СМИ стали появляться сюжеты, уличающие Рахимова и его родственников в коррупции.
«Сейчас мы наблюдаем за кульминацией, в которой обе стороны договариваются, что клан Рахимова может оставить за собой и на каких условиях он будет уходить, - сказал Петров. - Мне кажется, это последний акт».