Правительство Грузии 3 июля утвердило «План действий по стратегии вовлеченности» - документ, который определяет действия по осуществлению Государственной стратегии в отношении оккупированных территорий.
По заявлению правительства, Стратегия и План действий основываются на подходе, который «ориентирован на человека», и целью которого является сокращение «изоляции» и «улучшение благополучия» проживающих в Абхазии и Южной Осетии людей, а также содействие «процессу примирения членов общества, отделенных друг от друга».
План действий был подготовлен Аппаратом государственного министра Грузии по реинтеграции в результате широких консультаций, и именно это ведомство будет ответственно за его выполнение.
План охватывает четыре измерения – гуманитарное (гуманитарная помощь; стихийные бедствия); человеческое (межобщественные отношения; сохранение культурного наследия и идентичности; беспрепятственное распространение информации; права человека; молодежная активность), социальное (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды) и экономическое (торговля, совместное производство, коммуникация, инфраструктуры).
Для осуществления программ и проектов в этих направлениях, План действия предусматривает введение сами «механизмов», в частности: координационного механизма с нейтральным статусом; нейтрального удостоверения личности и проездного документа; Фонда доверия; Совместного инвестиционного фонда; Агентства по сотрудничеству; финансового института и интегрированной социально-экономической зоны.
Координационный механизм с нейтральным статусом
Тбилиси выступает с инициативой создания координационного механизма с нейтральным статусом под эгидой международной гуманитарной организации, офисы которой будут размещены в Сухуми, Цхинвали и Тбилиси.
Согласно плану действий, целью этого механизма является содействие коммуникации между правительством Грузии и «контролирующими Абхазию и Цхинвальский регион/Южную Осетию силами» - этот термин использован в стратегии в адрес действующих властей Сухуми и Цхинвали, которых, как обычно, представители властей Грузии упоминают в качестве «марионеточных режимов» Москвы.
Координационный механизм должен состоять из согласованных с обеими сторонами и совместно назначенных координаторов, и он предусматривает офисы с немногочисленным вспомогательным персоналом, как в Сухуми, так и в Цхинвали.
В Плане действий отмечается, что этот механизм, возможно, будет основываться на существовавших ранее форматах, таких как грузино-абхазская двусторонняя координационная комиссия. В 2006 году была предпринята попытка возобновления работы этой комиссии. Но, в рамках этого механизма была проведена лишь одна встреча в мае 2006 г. в Тбилиси.
Нейтральное удостоверение личности и проездной документ
План действий предусматривает инициативу внесения изменений в законодательство Грузии, которые обеспечат выдачу населению сепаратистских регионов нейтрального удостоверения личности и нейтрального проездного документа (нейтральный в этом случае означает нейтральный относительно гражданства).
Сепаратистские власти Абхазии и Южной Осетии часто выражали претензии по поводу того, что населению этих двух сепаратистских регионов, которые обладают российскими паспортами, часто отказывали в выдаче виз в Европу и США.
Кром того, что владельцы таких нейтральных документов будут иметь право на поездку за границу, им также будут доступны другие, существующие в Грузии социальные и образовательные «блага». Для населения Абхазии такие документы будут напечатаны на абхазском и грузинском языках, которые, по Конституции Грузии, являются государственными языками в Абхазии.
Фонд доверия
Согласно Плану действий, с целью выдачи грантов организациям, осуществляющим проекты в Абхазии и Цхинвальском регионе, а также между разделительными линиями, будет создан Фонд доверия, который будет управляться международными организациями и который совместит в себе и функции советника доноров.
Совместный инвестиционный фонд
Согласно Плану действий, Совместный инвестиционный фонд поможет такой бизнес-деятельности, которая ставит своей целью развитие местной экономики, обеспечение занятости и содействие коммерческим связям между населением, разделенным друг от друга «разделительными линиями». Частный инвестиционный фонд совместно будут финансировать организации доноры и бизнес-структуры, и он будет пользоваться обслуживанием национальной и региональных торговых палат.
Агентство по сотрудничеству
Агентство по сотрудничеству будет юридическим лицом публичного права, находящимся в подчинении Аппарата государственного министра по вопросам реинтеграции, который будет оказывать помощь в осуществлении программ, финансируемых государством.
«Агентство по сотрудничеству будет помогать организациям в поиске партнеров по обеим сторонам разделительных линий, окажет помощь местным властям в улучшении бизнес-среды; Также обеспечит соответствие деятельности по проекту и бизнеса с законодательством Грузии и международным правом; сформирует возможности для потенциальных партнеров в Грузии и за рубежом», - говорится в Плане действий.
Финансовый институт
Посредством зарегистрированного в Абхазии и Цхинвальском регионе с согласия правительства Грузии финансового института станет возможным открытие счетов и производство обслуживания, осуществление денежных переводов и других правовых операций. Финансовый институт может управляться уже существующим в Грузии каким-либо банком, с ограниченными коммерческими функциями, - говорится в Плане действий.
Интегрированная социально-экономическая зона
Согласно Плану действий, оснащенная необходимой для осуществления бизнес-деятельности и социального обслуживания инфраструктурой Интегрированная социально-экономическая зона (ИСЕЗ) будет создана вблизи разделительных линий на контролируемой грузинской стороной территории. Согласно документу, «может быть создана льготная налоговая среда» для предприятий и населения этой зоны.
Цхинвали и Сухуми уже несколько раз отказывались даже от обсуждения Государственной стратегии Грузии. Сепаратистский лидер Абхазии Сергей Багапш в феврале текущего года заявил, что это есть «инструкция, чего не должна делать Абхазия».