Став другом воротил международного бизнеса еще будучи канцлером, нынешний глава комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер заранее спланировал свое большое будущее в деловых кругах
Пристрастие к кубинским сигарам и дорогому красному вину, а также близость к деловым кругам стоили Герхарду Шредеру не слишком лестного прозвища в известной своими связями с профсоюзами партии социал-демократов: "приятель боссов". На самом деле самоучка Шредер уже тогда готовился к новому повороту своей карьеры. Уйти в 61 год, поставить свой талант, опыт и связи на службу общего дела, стать мудрым советником СДПГ – все это казалось ему слишком малым и незначительным. Когда на выборах 2005 года Шредер был вынужден уступить свое кресло Ангеле Меркель, ему потребовалось лишь несколько недель, чтобы найти себе новое и обеспечить прочные позиции в деловой сфере. Его план удался.
Карьерный путь Шредера выделяется на фоне других лидеров его партии. Так, Вилли Брандт (Willy Brandt) после ухода с поста канцлера занял кресло председателя Социалистического интернационала, а его преемник Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) продолжил влиять на умы людей, возглавив левоцентристскую еженедельную газету Die Zeit. Герхард Шредер, который возглавлял первую "красно-зеленую" коалицию (социал-демократы и экологи) с 1998 по 2005 год, стал пионером в политике. Вдохновленный идеями Тони Блэра, он создал Neue Mitte, "новый центр", модернизировал и упростил новую Германию, проводя политику с немалой долей актерского мастерства.
В то же время политическая арена стала для него отличной школой. Сын погибшего на фронтах Второй Мировой войны немецкого рабочего, Шредер проводит свое детство в нищете, описывая себя как "чумазого паренька, с которым никто не хотел играть". Став членом СПДГ еще подростком, он открывает в себе ораторский талант и силу убеждения. Затем он устраивается на работу у торговца красками и идет на вечерние курсы, чтобы стать адвокатом. Заняв пост премьера Нижней Саксонии, он получает место в совете директоров Volkswagen, где знакомится с Фердинандом Пихом (Ferdinand Piëch), наследником семьи Порш и патриархом немецкой автомобильной промышленности.
В 1998 году он поднимается на вершину власти и становится канцлером в возрасте 54 лет. Однако стремление учиться и познавать по-прежнему не покидает его. Он продолжает расширять связи среди больших боссов немецкой промышленности и глав международных компаний. Общаясь с ними, он оттачивает свое знание мировой экономики. Он отстаивает их интересы за границей и создает широкую сеть знакомств. "Для меня было очевидно, что я смогу использовать приобретенные в политике знания не в работе на ганноверскую прокуратуру, а для советов и консультаций на пересечении экономики и политики", - объясняет Шредер, прозванный также "экс-канцлер бонус" и "Ich AG" ("человек-предприятие").
Деньги текут рекой
Его ораторский талант и одновременно обаятельная и хищная улыбка делают чудеса в советах директоров. Шредер председательствует в совете акционеров Nord Stream AG (51% принадлежит российскому "Газпрому", а остальное поделено между немецкими BASF и E.ON), оператора гигантского проекта строительства нового газопровода, который должен пройти из России в Германию по дну Балтийского моря. Кроме того, он заседает в совете российско-британского консорциума ТНК-ВР, а также консультирует швейцарского медиа-магната Михаэля Рингира (Michael Ringier) и банк Ротшильда.
Шесть лет спустя после ухода с поста канцлера он занимает видное место в международном бизнесе. То время, когда он пообещал своей матери, простой домохозяйке, что однажды заедет за ней на новом Mercedes (он сдержал его в тот же день, как возглавил Нижнюю Саксонию), осталось далеко позади. Сейчас деньги текут рекой. Шредер очень гордится тем, что теперь может сам оплачивать те счета, по которым раньше за него рассчитывалось государство или спонсоры. Следы нищенского детства все же иногда выступают на поверхность, например, когда он расплачивается по счету в ресторане, всем видом показывая окружающим: "Да, я могу себе это позволить". По подсчетам Manager Magazin, работа на крупные предприятия приносит Шредеру в общей сложности очень приличную сумму в 650 000 евро в год. К этому стоит добавить пенсию в 100 000 евро в год и гонорары за участие в различных мероприятиях и конференциях, где его "базовый тариф" (переговоры ведутся через американское агентство Harry Walker) составляет 50 000 евро. Такой удачный переход в бизнес заставил поскрипеть немало зубов. Когда он принял предложение своего друга Владимира Путина занять кресло председателя совета акционеров Nord Stream AG, весь немецкий политический класс (в том числе и бывшие коллеги по СДПГ) выразил свое неодобрение.
Дело в том, что месяцем ранее, когда Шредер еще занимал пост главы правительства, он с жаром отстаивал необходимость реализации проекта "Северный поток". 8 сентября 2005 года канцлер Шредер и премьер-министр Путин подписали соглашение о строительстве газопровода. 18 сентября он проиграл выборы, но в конце ноября был назначен на одну из ключевых должностей в проекте. Продемонстрировав недюжинное мастерство, ему удалось убедить всех, кто принимает решения в том, что прокладка этой длиннющей трубы позволит Германии углубить свое стратегическое партнерство с Россией, этим новым экономическим Эльдорадо, на который притязает немало сторон. Тем не менее, его переход вызвал огромное недовольство и острую полемику об отношениях политических и экономических кругов. Ангела Меркель говорила даже о необходимости принятия специального кодекса профессиональной этики… но все так ничем и не кончилось. Друзья Шредера встали на защиту "честности" этого человека, который всегда отстаивал свои убеждения и добился принятия "Программы 2010" (план либеральных реформ), зная, что это может стоить ему кресла канцлера.
"Участие в этом проекте – большая честь для меня", ответил Шредер своим противникам. "Я оказал ему политическую поддержку, потому что в нем есть смысл. Я еще молод и хочу работать. У меня нет желания сидеть сиднем дома и играть на нервах своей жены". Во время кризиса 2006 года, когда "Газпром" перекрыл поставки газа на Украину, он без колебаний встал на сторону подвергшейся международной критике России, заявив, что "предприятие не обязано субсидировать государство".
Большая газовая игра
На посту председателя совета акционеров Nord Stream AG он координирует принятие стратегических решений внутри компании, а вне ее отстаивает необходимость строительства газопровода, используя весь свой опыт и связи для лоббирования и борьбы со страхом чрезмерной зависимости от российского газа. Нередко он бывает в Сочи на даче у своего друга Путина. Он появляется в Брюсселе и крупнейших европейских столицах с заверениями в том, что "Северный поток" повысит надежность газоснабжения всей Европы. Так, в апреле этого года он просто светился от счастья, когда у немецкого побережья был положен первый участок будущего газопровода. По плану компании, поставки газа начнутся в 2011 году и пойдут по первому отрезку трубопровода длинной 1 220 км. Как считает глава консорциума Матиас Варнинг (Matthias Warning), Шредер "играет очень конструктивную роль во главе совета акционеров благодаря своему глобальному видению ситуации". Сам Варнинг – это бывший офицер Stasi (тайная полиция Восточной Германии) и еще один друг Путина, с которым он познакомился, когда тот работал в КГБ.
Большая газовая игра заставляет трепетать душу Шредера. Он сохранил свои инстинкты политического хищника благодаря соперничеству с экологом Йошкой Фишером (Joschka Fischer), министром иностранных дел его бывшего правительства. Сейчас Фишер занимает пост советника в конкурирующем проекте газопровода "Набукко", который должен пройти из Ирана через кавказские республики в Центральную Европу, позволив ей, таким образом, диверсифицировать поставки природного газа и уменьшить энергетическую зависимость от России. "Между мной и Йошкой всегда существовал дух здорового соперничества", смеется Шредер. "Йошка всегда считал себя самым великим. Я же никогда ничего подобного не утверждал. "Набукко" экономически нежизнеспособен без иранского газа. Но Йошка, конечно, решит конфликт с Ираном".
В своей второй жизни Шредер-бизнесмен вновь смог найти для себя поле битвы и достойных соперников. Он богат, влиятелен и доволен судьбой.