Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Довольная улыбка, с которой Биньямин Нетаньяху вернулся из Вашингтона, не в состоянии скрыть процесс, в который стремительно втягивается Израиль. То каким образом он покинул Ливан в начале прошлого десятилетия, свертывание поселений в Газе без какого-либо предварительного соглашения, ослабление абсурдной гражданской блокады сектора из-за провала операции по перехвату турецкой флотилии - вся эта крайне неприятная для Израиля модель поведения не является чем-то исключительным в современной истории.
У всех колониальных режимов прошлого века был похожий конец. Мира не было там. В определенный исторический момент, под растущим давлением, колониальное государство само собирало чемоданы и бежало из своей колонии. Так произошло с англичанами в Индии и Кении, с французами в Алжире и т.д.
Однако история пребывания Израиля на территориях имеет существенное отличие. Индусы не требовали отдать им Англию, алжирцы не требовали вернуть им Францию. Поэтому бегством европейских держав из своих колоний колониальные конфликты были завершены. Стремления и требования палестинского, арабского, мусульманского мира отнюдь не ограничиваются территориями, которые Израиль захватил в 1967 году и создал там колониальные поселения. И еще: у израильтян нет за спиной державы, которая проводит поселенческую политику, а поэтому бегство в Польшу, Германию или Ирак рациональным вариантом развития событий не является.
Эта особенность еще больше обостряет экзистенциальный абсурд ситуации, еще больше подчеркивает этическую низость и государственное безумие, которыми сопровождалось создание израильской колонии на территориях, оккупированных в 1967 году. Народ, само пребывание которого в регионе подвергается нападкам и воспринимается, как колониальный проект, должен был всячески избегать подобного развития событий, должен был стремиться создать демократическое, равноправное, нормативное государства в устойчивых границах.
Однако после 67-года (а особенно после 77-го) Израиль действовал почти в полном соответствии с галахическим термином "гер тошав", позволяющим нееврям иметь лишь подданство, не предусматривающее право на землю (и не, дай Бог, не гражданство).
В своей колонии израильтяне, в отличие от своих соседей, являются привилегированными гражданами. Таким образом Израиль не только согрешил против жителей захваченных территорий, не только нанес удар по сионистской мечте, современной и гуманистической в своей основе, но и подверг кровавой апокалиптической опасности весь ближневосточный регион.
Проблема в том, что "естественный" исторический выход для окончания колониального фарса в израильском случае естественным не является. Отступление и бегство из колонии без подлинного мирного соглашения, под международным и внутренним давлением, как это имело место с другими колониальными режимами, не завершат конфликт. Оба народа останутся здесь. Колонисты не уплывут за море. А те, чьи земли были оккупированы, лишь укрепятся во мнении, что только силой они смогут изгнать чужаков со всех святых земель.
Именно поэтому нет и не будет альтернативы искренней и честной политической инициативе, исходящей от народов региона, которая будет реализована серьезными лидерами. Возможно также внешнее давление, однако без внутренних метаморфоз, которые приведут к мирному соглашению, которое вернет Израиль, на основе полного признания соседей, в границы его независимости – ничего не сдвинется на Ближнем Востоке.
Альтернативный вариант развития событий, в который Израиль стремительно затягивает, словно в черную дыру (черную дыру мессианства и расизма, пожирающую страну изнутри), известен и близок. Два радикальных мира, проникнутых мессианским мировоззрением, мусульманский и иудейский, будут провоцировать один другой, и доказывать, что "только силой" можно победить противника, что противоборствующая сторона сдается только тогда, когда на нее воздействуют силой.
В этой отравленной атмосфере даже навязанный извне антиколональный процесс не сумеет предотвратить очередной взрыв мессианского насилия, который может обернуться ядерным безумием и покончить одним махом со всем регионом.
Честное политическое руководство, которое выдвинет мирную инициативу ( а не очередной политический трюк и не очередное приглашение на фотосъемку участников еще одной "встречи в верхах") не просто жизненная необходимость. Речь идет о вопросе, связанном с жизнью и смертью миллионов людей.