Это было не столько око за око, как говорится, сколько шпионы за шпионов. На площадке перед ангаром в аэропорту рядом с австрийской столицей Веной мир наблюдал за крупнейшим обменом шпионами с момента окончания холодной войны. Российских шпионов - все они признались, что они были агентами России, - обменяли на четырех россиян, отбывавших тюремные сроки за шпионаж в пользу США. Чтобы поговорить о значимости этого события, ко мне присоединился корреспондент Washington Post при ООН Колум Линч. Колум, добро пожаловать!
КОЛУМ ЛИНЧ, корреспондент Washington Post: Спасибо, что пригласили меня.
Этот обмен шпионами во многих смыслах – беспрецедентен. Прежде всего я хочу спросить Вас о скорости, с которой закончился скандал. Если бы это происходило во времена холодной войны, разрешение проблемы могло бы занять годы, верно?
КОЛУМ ЛИНЧ: Да. По сути мы никогда не видели ничего подобного. Буквально за неделю США заключили соглашение с русскими, чтобы выслать этих людей из страны и получить обратно все свои российские активы. Если вернуться к холодной войне, посмотреть на кого-нибудь вроде Гэри Фрэнсиса Пауэрса, который был пилотом U2 и приземлился на Урале, так он провел 10 лет в тюрьме, прежде чем его освободили по обмену. Так что это и правда практически беспрецедентно.
Знаете, из этой истории можно было бы сделать хороший шпионский роман или хороший фильм. Насколько Вам как журналисту было интересно освещать эти события?
КОЛУМ ЛИНЧ: Было очень любопытно, что вся эта ситуация оказалась настолько обыденной и повседневной. Вы всегда думаете о шпионах типа Джеймса Бонда, о вещах такого рода. В данном случае, речь идет об обычных домохозяйках из пригорода, об отцах, сидящих с детьми, которые тайно пытались мало-помалу встроиться в американскую культуру, с тем чтобы в будущем иметь возможность сыграть какую-то роль. Там не было большой драмы, которую вы себе представляете. Это было довольно медленное, нудное ожидание. В каком-то смысле над этой российской схемой много смеялись, но в некоторой степени нельзя не восхититься их выдержкой.
Ясно. Никому из них не было предъявлено обвинений непосредственно в шпионаже. Насколько же их можно было считать опасными?
КОЛУМ ЛИНЧ: Сложно сказать. Сама идея о том, что возможно, так сказать, вживлять в чужую культуру своих агентов, чтобы они могли устанавливать связи с важными, влиятельными людьми, – над ней многие смеются: неужели кто попало пробьётся к американским учёным или наладит контакты с теми, кто опосредованно получает сведения о том, что происходит в правительстве! Но неизвестно, какими связями эти люди могут обрасти за 10, 15, 20 лет. Традиционно они играют и роль «наводчиков»: пытаются определить, кто может согласиться работать на российское правительство. И, пожалуй, человеку, который во многом, так сказать, разделяет твои культурные ценности, подход к тебе найти легче, чем суровому агенту из российской миссии при ООН.
Как Вы полагаете, удалось им узнать какие-то важные тайны?
КОЛУМ ЛИНЧ: Доказательств нет. Как Вы упомянули, в шпионаже их не обвиняли. Их обвиняли в том, что они действовали в интересах чужого государства, а для этого необходимо пройти соответствующую регистрацию. То есть нет доказательств того, что они добывали какие-то государственные тайны, предоставляли особо важную информацию. На этом уровне – нет. Они просто тайно действовали в интересах российского правительства. Разумеется, в итоге они должны были предоставить России сведения и разведывательные данные, но у них этого не получилось, по крайней мере, в те несколько лет, что они этим занимались.
Этот обмен произвели так быстро. Как это характеризует Америку, Россию и их нынешние отношения?
КОЛУМ ЛИНЧ: Президент Медведев встречался в Вашингтоне с президентом Обамой – они перекусили гамбургерами и продемонстрировали, что всё хорошо. И, на мой взгляд, обе стороны всеми силами стараются сохранить желаемые отношения. Поэтому обе стороны «замяли это дело». Не стали его раздувать и в кратчайшие сроки договорились об обмене. Поэтому мне кажется, что эту выбоину они уже миновали. Не очень приятный эпизод, но все понимают, что такое в международных отношениях случается – шпионят все. В другое время и при более прохладном диалоге, это обернулось бы настоящим разрывом в отношениях. Но они, наверное, понимают, что, в конечном итоге, шпионят все, не надо на этом застревать – нужно просто двигаться дальше.
Если посмотреть на обмен и сравнить шпионов, многие говорят, что Америка выгадала.
КОЛУМ ЛИНЧ: Похоже на то. Но в действительности ещё не установлено, насколько ценен был их шпионаж или помощь, и являлись ли все они шпионами США. Но они определённо были большего калибра. Генералы и полковники российской разведки – целый ряд людей, объективно близких к российским влиятельным кругам.
Перевод выполнен ИноТВ.