Москва. Российский министр энергетики объявил в среду о широкой программе сотрудничества с Ираном в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. Эта программа, насколько можно судить, призывает российские компании к тому, чтобы они нарушили санкции администрации президента Обамы, введенные всего две недели назад.
Предполагалось, что эти санкции станут дополнительным средством наказания Ирана за отказ предоставить данные о своей секретной ядерной программе. Это произошло после того, как Соединенным Штатам удалось убедить Россию и Китай согласиться с введением лимитированных торговых ограничений в рамках четвертой резолюции Совета Безопасности ООН против Ирана, одобренной в июне. Австралия, Канада и Европа также приняли решение о введении дополнительных мер против Ирана.
Закон о санкциях Соединенных Штатов направлен как раз против такого типа инвестиций, которые обсуждал российский министр. Он также предусматривает возможность принятия президентом особых мер в отношении компаний в тех странах, которые в остальном, насколько можно судить, выступают против получения Ираном ядерного оружия.
Хотя Иран и является крупным производителем сырой нефти, тем не менее он вынужден импортировать десятки тысяч галлонов бензина в день для того, чтобы компенсировать плохую работу устарелых нефтеперерабатывающих предприятий, чьи возможности модернизации были ограничены годами международной изоляции.
Американские санкции вводят карательные меры против зарубежный предприятий, продающих очищенные нефтепродукты Ирану или помогающих Ирану модернизировать его нефтеперерабатывающие предприятия. Цель эти мер состоит в том, чтобы нанести чувствительный финансовый удар по корпусу Стражей исламской революции – сторонников проведения жесткой линии - члены которого руководят ядерной и ракетной программами страны, а также контролируют большую часть ее нефтяной отрасли.
Российский президент Дмитрий Медведев высказался против любых дополнительных ограничительных мер сверх тех санкций, который были введены Организацией Объединенных Наций, и министерство иностранных дел предостерегло Соединенные Штаты от попыток наказать российские компании на основании новых односторонних санкций.
В среду российский министр топлива и энергетики наиболее открыто выступил против американских санкций, объявив о планах более тесного сотрудничества межу российскими и иранскими нефтяными компаниями.
Российский министр Сергей Шматко встретился в Москве со своим иранским коллегой Масудом Мир-Каземи (Massoud Mir-Kazemi). В совместном заявлении положительную оценку получило «активное сотрудничество между российскими и иранскими компаниями в нефтегазовом и нефтеперерабатывающем секторах, которое развивается и расширяется в процессе их совместной работы».
Однако оставалось неясным, насколько быстро будут предприняты эти действия. Из российского заявления следует, что будет сформирована рабочая группа для определения областей глубокой кооперации в нефтяной и нефтехимической отраслях. В нем также говорится об изучении возможности создания совместной российско-иранской нефтяной компании, а также общего банка для финансирования такого рода проектов. В заявлении также высказано предложение о том, чтобы Иран продавал свою сырую нефть на российской товарной бирже.
Совместные проекты двух этих стран могут заставить Соединенные Штаты принять нелегкое решение в том случае, если российские компании будут активно участвовать в реализации обширных планов на основании отдельных конкретных договоров, подчеркнул в интервью по телефону Клифф Капчан (Cliff Kupchan) - директор исследовательских программ Eurasia Group.
Все это, судя по всему, маловероятно, по крайней мере в настоящий момент, если учитывать наметившееся потепление в двусторонних отношениях с Соединенными Штатами, российскую поддержку санкций ООН против Ирана, а также успешно проведенный в этом месяце обмен шпионами.
Декан факультета международных отношений расположенной в Москве Высшей школы экономики Сергей Караганов отметил, что Россия будет выступать против принятия таких санкций, который могут привести к ухудшению благосостояния широких слоев иранского населения и будут усугублять политическую нестабильность.
Введенное Соединенными Штатами бензиновое эмбарго способно сделать и то, и другое, подчеркнул господин Караганов.