Недавние события в соседней Киргизии, встревожили не только Центральную Азию, но и практически весь мир.
Сегодня, когда несколько ослабла напряженность, в печати то и дело появляются заметки «экспертов», вольно интерпретирующих произошедшее, возможно заинтересованных в искаженной подаче фактов. Ведь чем дальше отдаляет нас время от этих событий, тем явнее вырисовывается спланированный характер акций насилия и нечеловеческой жестокости в Ошской и Джалал-абадской областях Киргизии.
Неопровержимым становится и то крайне важное обстоятельство, что наиболее вероятными причинами июньских кровопролитий не были межэтнические противоречия. Напротив, эти народы всегда жили бок о бок, вмести делили радость и невзгоды, имели общие традиции и ценности. Ведь мало кто из сопредельных стран, кроме Республики Узбекистан, на деле мобилизовал поистине масштабную помощь сотням тысяч пострадавших с юга соседнего государства. Остальные же больше уповали на сложное время и разные обстоятельства.
Никто в те тяжелые дни не допускал и мысли различать людей попавших в беду по национальному признаку. Конкретные примеры экстренно мобилизованной медико-реабилитационной помощи в лагерях для сотен и тысяч киргизов, таджиков, русских, казахов, татар и многих других наряду с этническими узбеками с юга Киргизии хорошо свидетельствуют об этом.
Вспышки насилия лежат только на поверхности известных событий, тогда как третьи силы следовали цели разжечь пламя межнациональной розни, сепаратизма, усилить масштабы наркобизнеса и нелегальной миграции, и самое главное, воспользоваться возникшей смутой для решения вполне определенных задач – разделять и властвовать, прибрать к рукам стратегически важный регион, стравливая соседние народы и вовлекая их в затяжной конфликт.
Не помешает этим целям искусственное провоцирование всевозможных трудностей на пути стабильного развития государств региона. На деле такие деструктивные силы ставят в первую очередь себя в крайне затруднительное положение, работая на имидж «неудачных миротворцев», в зависимость от конфликтующих интересов различных ветвей власти в первую очередь собственной недееспособной политической системы.
Детонация потенциальных конфликтов по всему периметру бывшей «барской вотчины», называвшейся по иронии судьбы «Союзом братских народов», хорошо узнаваемые сюжеты старого спектакля по мотивам так называемых «друзей» региона.
Попытки затушевать и скрыть собственные неудачи внутри и вовне государства, оборачиваются целенаправленными инсинуациями по втягиванию в трясину своих хронических и по сути системных проблем страны, исконно сосуществовавшие на мирной основе на протяжении многих столетий своей истории, несущими беды и страдания невинным гражданам многих народов. Ослабление позиций национальных правительств и усиление роли различных сепаратистских групп, настраивание целых народов друг против друга становится «брэндом» в деле выживания таких сил. Вот и выходит верным выражение – «кому война, а кому мать родная».
Целая череда крайне неудачных попыток удержать теряемые ныне позиции по всему спектру политических процессов в ближнем и дальнем зарубежье лишний раз подтверждают эту аксиому. Лучших примеров такой «политической импотенции» не придумаешь: это и карикатурный Договор о союзе Беларуси и России 1996 года, искусственно поддерживаемая Приднестровская республика, показушное посредничество в тлеющем более двух десятилетий армяно-азербайджанском конфликте, эскалация напряженности на Кавказе, псевдо-интеграционные объединения в виде бесконечных Таможенных и Валютных союзов, муссируемых еще с начала 90-х и пародии на коллективную безопасность со странным названием ОДКБ.
Не стоит говорить о том, что практически все «старания и начинания интеграторов» были пустыми и рушились как карточные домики. Россия, претендуя на роль единственного миротворца в так называемой «зоне ответственности», своими действиями приносит куда больше вреда поддержанию мира и стабильности в регионе, нежели ощутимой пользы. Испытывающая серьезный дефицит финансовых ресурсов, обусловленный общим кризисным состоянием экономики и неспособная экономически и технологически конкурировать с развитыми демократическими государствами, она занята «консолидацией» партнеров путем шантажа и запугивания.
Кстати, не лишним будет вспомнить в этой связи и об армяно-азербайджанском конфликте. Столкновения «межэтнического характера», как это преподносили заинтересованные в подобной интерпретации ситуации, сложившейся на тот момент. Дальнейший ход событий хорошо известен - кровавые столкновения в Сумгаите и Степанакерте конца февраля 1988 года, которые также имели заранее спланированный характер. Именно они спровоцировали вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном на протяжении уже более двух десятилетий и унесли жизни десятков тысяч людей с обеих сторон. Попытки мирно урегулировать затянувшийся на многие годы конфликт не увенчались успехом, а перспективы его обнадеживающего решения в обозримом будущем маловероятны.
И самое главное - последствия такого конфликта не принесли ни тем и ни другим какой-либо пользы, кроме страданий и тяжелых человеческих потерь. Ведь сегодня не найти ни одной армянской или азербайджанской семьи, родные и близкие которой не пострадали или стали жертвами нагнетаемой вражды и ненависти.
Похожий сценарий разыгрывался и при недавних событиях на юге Киргизии. Только вот попытки затушевать неудавшийся спектакль больше напоминают плохую мину при плохой игре. Нетрудно догадаться до истинных мотивов организаторов кровавой бойни в регионе, признанного и исключительно богатого людскими и природными ресурсами. Далеко идущие планы таких сил имели целью посеять гроздья гнева, недоверие и взаимную подозрительность. Расчет прост: создавая прецедент управляемого хаоса, втянуть многочисленные народы Центральной Азии в трясину междоусобиц, затяжных и изнурительного локальных конфликтов, используя их для укрепления собственных позиций – ведь «ловить рыбку в мутной воде» всегда легче.
Единственной альтернативой в таких условиях становится опора на собственную силу, разум и трезвую оценку ситуации. Они нашли свое проявление в первую очередь в сдержанной, и в то же время, решительной позиции Республики Узбекистан. Сдержанной потому, что руководство государства не поддалось на провокации и не вовлеклось в кровавую резню. Решительной потому, что без каких-либо раздумий и медлительности оказало масштабную помощь сотням тысячам пострадавших в этой бойне не различая их по национальному признаку. Это и есть путь созидания.