Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
В то время, как судно с двумя тысячами тонн гуманитарного груза на борту готовится к отплытию из греческого порта к берегам Газы (по инициативе сына ливийского диктатора Муамара Кадаффи), в последние недели стало известно, что в экстренной гуманитарной помощи нуждаются палестинцы, проживающие в лагерях беженцев в Ливане.
Арабская газета "Аль-Хаят", издающаяся в Лондоне, цитирует Монику, европейскую активистку гуманитарного агентства, оказывающего помощь жителям палестинских лагерей беженцев в Ливане, которая была удивлена желанием ливанских деятелей направить судно с гуманитарным грузом в Газу. Почему вы любите палестинцев в Газе и ненавидите ваших палестинцев, с наивностью спрашивает она.
В последнее время в арабских СМИ ведется дискуссия по вопросу прав палестинских беженцев в Ливане. Эта проблема была вновь поставлена в центр общественного внимания после того, как друзский депутат парламента Валид Джумблат выдвинул предложение предоставить равные права палестинцам, живущим в Ливане. Между тем, многие обозреватели полагают, что предложение Джумблата всего лишь ход в политической игре. В Ливане имеет место достаточно хрупкое сосуществование большого количества конфессиональных групп – 11 христианских общин и пять мусульманских течений. Попытка предоставления гражданства палестинцам воспринимается ливанцами не как гуманная акция, а как ход в сложной политической игре.
Шииты выступают против этого предложения, полагая, что палестинцы-суниты могут усилить ливанских сунитов. Христиане опасаются, что возрастет влияние мусульман. Как известно, палестинцы в Ливане принимали активное участие в гражданской конфронтации, оказывая поддержку тем или иным конфликтующим сторонам.
Палестинцы создали в Ливане "фатахленд", постоянно вступали в союзнические отношения с различными ливанскими группировками, что привело в 1976 году к гражданской войне, продолжавшейся 13 лет. Нет сомнений, что все это привело к недоверию и подозрительности по отношению к палестинцам со стороны ливанцев, дорого заплативших за палестинское присутствие в их стране. Но и палестинцы, со своей стороны, продолжают платить высокую цену за происходящее в Ливане. Они по-прежнему лишены элементарных гражданских прав.
Палестинские беженцы в Ливане ограничены по целому ряду параметров. Им запрещено ввозить в лагеря строительные материалы., запрещено восстанавливать разрушенные строения. Палестинцам запрещено владеть землей, запрещено наследовать имущество, существует перечень, состоящий из 72 профессий, которыми палестинцам запрещено заниматься в Ливане, среди них – медицина, фармакология, аудиторство, инженерное дело и т.д.
Доктор Ахмед Абу Матар, палестинец, проживающий в Осло, которому в свое время удалось покинуть Газу и сделать академическую карьеру, возмущается тем, что арабские государства продолжают использовать право на возвращение палестинских беженцев в качестве фигового листка, прикрывающего дискриминацию и лишение элементарных базовых прав палестинских беженцев, проживающих в арабских странах.
Абу Матар выступает за предоставление беженцам гражданских прав до тех пор, пока не созреют условия для реализации права на возвращение. Спустя 60 лет после возникновения этой проблемы возвращение беженцев не кажется ему реальным. Даже если Израиль признает это право вряд ли около двух с половиной миллионов палестинцев, живущих в Иордании, и миллион двести палестинцев, имеющих иностранное подданство, поспешат переехать на Западный берег и в Газу.
По словам доктора Абу Матара, начиная с 1993 года тысячи беженцев вернулись на Западный берег, но они до сих пор не имеют официального разрешения израильских властей на пребывание в этом районе. Более того, утверждает Абу Матар, если бы палестинцам, живущим в Газе и на Западном берегу, была предоставлена возможность переехать в одну из западных стран, которая готова предоставить им гражданские права, то десятки тысяч человек уже стояли бы в очередиях в иностранные посольства.
В свете всего сказанного и учитывая тяжелое положение палестинских беженцев в Ливане, я предлагаю взвесить отправку судна с гуманитарным грузом. На борту этого судна могли бы находиться депутаты кнессета, евреи и арабы. Это было бы жестом доброй воли по отношению к тем палестинцам, которые на самом деле нуждаются в помощи.