Екатеринбург. Именно Сергей Лавров определил атмосферу и девиз немецко-российских правительственных консультаций. Российский министр иностранных дел принял своего немецкого коллегу Гидо Вестервелле перед официальным открытием переговоров на конном дворе в пригороде Екатеринбурга. После поездки на автомобиле по ухабистым улицам города было предусмотрено посещение конюшен, во время которого гостю было позволено покормить морковкой специально отобранных для этого случая лошадей с показательными именами «Беспечный» и «Бальзам». А вечером за ужином после второй рюмки водки Лавров предложил тост: «To the resolution of all conflicts» (англ.: За разрешение всех конфликтов – прим. перев.).
Все это прекрасно характеризует актуальное состояние двусторонних отношений. Еще существуют некоторые проблемы, иногда кое-что погромыхивает, однако обе стороны искренне хотят сгладить противоречия. Федеральный канцлер Ангела Меркель, которая в сопровождении шести министров и экономической делегации прибыла в Екатеринбург вскоре после Вестервелле, назвала двусторонние отношения «очень, очень хорошими» и такими интенсивными, какими они давно уже не были.
Это заслуга обеих сторон. Российский президент Дмитрий Медведев в области внешней политики выступает с более примирительных позиций, чем его предшественник на этом посту Владимир Путин. Это нашло свое отражение и в новой гибкости России в вопросах сокращения вооружений, а также в ее готовности к сотрудничеству в Совете Безопасности ООН, где эта страна поддержала принятые недавно санкции против Ирана и его ядерной программы. Правительство Меркель-Вестервелле также проводит политику «позитивного подхода» к сотрудничеству, хотя это больше относится к обсуждению этих проблем с другими европейскими странами. «Мы не проводим никакой русской политики поверх чьих бы то ни было голов, отмечает Вестервелле. – Для меня важно, что все в Европе, прежде всего новые члены Европейского Союза с их собственным историческим опытом, поддерживают наши инициативы» - это было намек на суровую мужскую дружбу бывшего канцлера Герхарда Шредера с Путиным, в результате которой интересы таких стран как Польша или прибалтийских государств не принимались в расчет. Вестервелле, в отличие от этого, ввел формат немецко-российско-польских переговоров, а также открыл для участия русских такие форумы как «Веймарский треугольник» , в который входят Германия, Польша и Франция.
Что касается двусторонних отношений, то на этой основе их можно и дальше развивать, особенно в области экономического сотрудничества. Именно об этом и шла речь на двенадцатых правительственных консультациях в Екатеринбурге. В качестве дополнения к переговорам немецких министров с их российскими коллегами представители бизнеса подписали первые соглашения на миллиарды евро. Так, например, концерн Siemens заключил соглашение на поставку более 200 региональных поездов на сумму 2,2 миллиарда евро, и также еще один договор о сотрудничестве. Было также принято решение перенести модель «модернизационного партнерства» на проекты в области проведения научных исследований, образования, здравоохранения и культуры. Возможности сотрудничества со становящейся все более дифференцированной экономикой России выходят далеко за пределы поставки таких видов сырья как нефть или природный газ, подчеркивает Меркель. Медведев со своей стороны пытался привлечь инвестиции в высокие технологии и инфраструктуру.
Менее удовлетворенными оказались участники дискуссионного форума по проблемам гражданского общества, проходившего параллельно с правительственными консультациями в рамках Петербургского диалога. По мнению некоторых немецких депутатов бундестага, также приехавших в Екатеринбург, за десять лет работы в этом формате не удалось далеко продвинуться в вопросах о правах человека и функционирования правового государства. Депутат от партии «зеленых» Марилуизе Бек (Marieluise Beck) указала на то, что расследование убийства Натальи Эстемировой пока не принесло никаких результатов. Российская активистка правозащитного движения год назад была похищена недалеко от ее квартиры в Грозном и позднее найдена убитой. Бек назвала это большим разочарованием и потребовала, чтобы и в России можно было проводить «критическую правозащитную работу».
Представители немецкого правительства выразили озабоченность в связи с планируемым принятием закона, расширяющего полномочия российской спецслужбы ФСБ. По их мнению, этот закон может иметь негативные последствия для развития правового государства в России. По достоинству оценивая президента Дмитрия Медведева, дипломаты, тем не менее, считают – и это наглядно подтверждает предлагаемый закон, - что нынешний премьер-министр Владимир Путин по-прежнему определяет основные направления во внутренней политике.
И Меркель, и Вестервелле затрагивали в своих беседах вопросы о правах человека. По поводу дела Эстемировой федеральный канцлер заявила: «Надо поддерживать тех, кто хочет провести расследование этого дела». Медведев на это заметил, что преступник «точно установлен», однако не назвал его имени. К поиску преступников подключились другие страны, и предпринимаются меры для задержания заказчика этого преступления.
По данным немецкой делегации, Вестервелле также «открыто и провокационно» затронул вопрос о Ходорковском, а также недавний приговор против организаторов выставки «Запрещенное искусство», которые за свою приверженность принципам свободы искусства были приговорены к денежным штрафам. Такого рода острые дебаты теперь проводить легче благодаря установившимся в последнее время «глубоким и очень дружественным отношениям» (Меркель) между руководителями государства, а также бесед с глазу на глаз «до 1.30 ночи» (Медведев). Российская политика Германии имеет стратегический и всеобъемлющий характер, подвел итог Вестервелле. В проведении этой политики, по его мнению, речь идет прежде всего об экономических отношениях, однако в ней нет никаких «слепых пятен».
Сложный баланс между требованиями экономики и правами человека, между бизнесом и укреплением гражданского общества Меркель и Вестервелли должны будут еще раз продемонстрировать в ближайшее время. Федеральный канцлер вчера направилась в Китай (до аэропорта ее сопровождал Медведев, что наблюдатели оценили как исключительный жест со стороны российского президента). Что касается министра иностранных дел (Германии), то он посетит Узбекистан, Киргизию и Казахстан.