Когда на прошлой неделе Соединенные Штаты и Россия обменялись шпионами, у поклонников холодной войны наверняка случился приступ ностальгии. Кому-то поспешный обмен десятка арестованных в США российских «кротов» на четверых заключенных из российских тюрем, попавших туда по обвинениям в шпионаже в пользу США, показался чересчур знакомым - многие даже подумали, что, возможно, целью этих арестов было сорвать «перезагрузку» отношений между Вашингтоном и Москвой. Кто-то напротив, испугался, что скорость обмена свидетельствует о том, что сама идея «перезагрузки» основывалась на ложных предпосылках.
В реальности, случившееся только продемонстрировало, насколько ослабла грозная российская разведка, и до какой степени ее московский «Центр» сохранил ментальность времен холодной войны.
Американские правоохранительные органы следили за членами шпионской сети больше десяти лет, отслеживая контакты первых подозреваемых и расширяя круг объектов наблюдения. Через некоторое время, сеть полностью оказалась «под колпаком». Американские контрразведчики получили полную картину состава группы, ее подготовки и задач. Агенты были заброшены США в середине 1990-х годов. Они глубоко вросли в жизнь американских пригородов, надев личины счетоводов и туристических агентов, риэлторов и консультантов. Записи их разговоров полны жалоб на обычные проблемы среднего класса, в частности на трудности с выплатой ипотеки. Хотя не все пары были на самом деле женаты, они заводили детей, чтобы укрепить свой образ типичных обитателей пригородов.
В их задачу не входило добывать конкретную информацию; фактически, им даже было приказано держаться подальше от рабочих мест, требующих проверки анкетных данных, чтобы не ставить под угрозу свои «легенды». Вместо этого они должны были «искать и завязывать контакты с политическими кругами США», устанавливать потенциальные связи на будущее и держать руку на пульсе происходящего в Вашингтоне.
Это показывает, что российские спецслужбы так и не смогли понять, как работает открытое общество. Чтобы держать руку на пульсе Вашингтона, нужны только широкополосный интернет и крепкие нервы. Список общедоступных блогов, новостных сайтов и баз данных постоянно расширяется и в целом из них можно явно извлечь больше информации, чем могла бы предоставить подобная сеть.
В прошлом месяце шпионов задержали: один из участников сети готовился отбыть в Россию и правоохранительные органы боялись, что обратно он не вернется. В обвинительном заключении были перечислены 11 человек. Один, предполагаемый казначей сети, был арестован на Кипре и отпущен под залог, после чего исчез. Его до сих пор ищут. Кроме того, одновременно с остальными арестами был задержан еще один подозреваемый. Прежде чем его депортировали, он успел пробыть в США только девять месяцев.
Сначала российское правительство отрицало, что речь идет о его агентах, однако вскоре оно фактически признало их шпионами и пошло на сделку. Все десять арестованных признали в американском суде свою вину в сговоре с целью действовать в качестве агентов иностранного правительства без соответствующей регистрации. Как ни странно, в шпионаже их обвинять не стали, так как доступа к засекреченной информации они не получили. Вскоре после этого, Россия объявила, что г-н Медведев помиловал четверых заключенных, которые были осуждены за шпионаж. Из этой четверки трое оказались бывшими офицерами российской разведки, контактировавшими с Западом, а один – ученым, настаивавшим – пока не подписал «признание», без которого его бы не помиловали, — что он не делал ничего незаконного.
11 дней спустя после ареста членов шпионской сети, состоялся обмен. 14 его фигурантов отправили самолетами в венский аэропорт, на летном поле которого одну группу обменяли на другую. Скорость, с которой стороны заключили сделку, свидетельствует о том, что обе они стремились как можно быстрее покончить со скандалом и продолжить восстанавливать отношения.
Кстати разведывательная деятельность и хорошие отношения совсем не исключают друг-друга. Шпионаж – обычное дело даже между друзьями. Его не зря считают второй древнейшей профессией: любое правительство не прочь получить доступ к информации, которую соседи считают секретной.
Это также означает, что правительствам следует объективно оценивать подобные случаи. Разумеется, бдительность – полезная штука, но не стоит преувеличивать значимость ареста и освобождения не добывших никакой секретной информации шпионов, за деятельностью которых спецслужбы внимательно следили больше десяти лет. Более того, задержание российских агентов демонстрирует прочим странам, что США не следует считать ни наивными, ни слепыми к современным международным реалиям. Озабоченность Вашингтона угрозой терроризма не заставляет его закрывать глаза на другие угрозы.
То, как быстро был решен этот вопрос, свидетельствует о приоритетах США. Администрация Обамы не хочет арестом недотеп из пригородов сорвать ратификацию соглашения о ядерном оружии, способного вдохнуть новую жизнь в режим нераспространения. Многие считают случившееся доказательством того, что России нельзя доверять и не стоит рассчитывать, что она будет соблюдать договоренности, однако соглашения о контроле над вооружениями и не основываются на доверии. Их основа – национальные интересы сторон и меры верификации. Так было во времена холодной войны, и так остается по сей день.