"Думаю сделать тест. На всякий случай. Я ведь все-таки беременна", - нервно смеется 20-летняя Татьяна, судорожно засовывая в сумочку упаковку новых шприцев. Она входит в число тех молодых (и не очень) наркоманов, которые бродят вокруг аптеки на севере Москвы. Два раза в неделю Арсений приносит им шприцы и презервативы.
"Помню, как она забеременела первый раз", - смотрит ей в след Арсений. "Она была из уличной шпаны". Психотерапевт Арсений Павловский уже многие годы помогает людям. Последние пару лет он посвятил работе с бездомными детьми. Вырастая, они начинают употреблять наркотики, а с наркотиками приходят и болезни. "Это было совершенно естественно: наблюдая за своими "клиентами", я собственно и решил заняться профилактикой ВИЧ среди наркоманов". Сегодня он возглавляет Фонд Андрея Рылькова, небольшую московскую организацию, которая борется за легализацию программы сокращения рисков и заместительной терапии (с применением метадона).
По данным Объединенной программы ООН по СПИДу, в России насчитывается около миллиона ВИЧ-инфицированных. Больше половины из них активно употребляют наркотики. Власти страны до сих пор выступают против политики сокращения рисков, основным элементом которой является заместительная терапия. Метадон остается вне закона, а раздачей шприцов и презервативов занимаются исключительно добровольцы и неправительственные организации.
В глазах российского правительства, борьба с распространением СПИДа среди наркоманов путем замещения не снимает проблему зависимости, тогда как раздача новых шприцев и презервативов выглядит как поощрение употребления наркотиков и случайных половых связей. При этом стратегия ABC («Abstinence, Be faithful, use a Condom» - воздержание, супружеская верность, презерватив) считается (даже на самом высоком уровне) единственным действенным средством борьбы со СПИДом. "Не существует никаких научных доказательств эффективности программ сокращения рисков и заместительной терапии, а презерватив не дает 100% защиты", заявила пресс-секретарь комиссии Мосгордумы по здравоохранению Вероника Кочетова. "Безопасный секс – это миф, который поддерживают производители презервативов и их лобби".
В этой связи московские власти финансируют масштабную кампанию "Простые правила против СПИДа", главными из которых являются моногамия и супружеская верность, а не презерватив. "Распространение эпидемии СПИДа напрямую связано с моральным состоянием общества: упадком нравов, наркоманией, безответственностью. Мораль – это единственный способ спасения, без которого общество ждет деградация", - уверен мэр Москвы Юрий Лужков.
Хотя в этой году государство практически не выделило средств на активные меры профилактики, в стране все же отмечается расширение доступа к лечебным средствам. При этом система снабжения центров по борьбе со СПИДом, особенно в удаленных регионах, страдает от неповоротливости бюрократической системы. В результате центры регулярно сталкиваются с нехваткой медикаментов. "Я попросила всех моих знакомых в Вене привести мне лекарства, потому что нужного мне препарата в России сейчас больше нет", - рассказывает Ирина. Сама бывшая наркоманка, в 2005 году она узнала, что у нее ВИЧ. "Я могу лечиться, потому что у меня получилось завязать. Помогли мне и хорошие отношения с врачом. Но вообще-то в центрах борьбы со СПИДом наркоманов не любят. Они не выглядят надежными или стабильными. Таков их склад ума. И врачи не слишком сочувствуют этим отбросам общества, которые сами выбрали свою смерть", - продолжает она.
Сегодня ВИЧ-инфицированные наркоманы остаются предоставленными сами себе. Часто они оказываются в больницах и в отсутствии препарата-заместителя идут на все, чтобы достать дозу, в результате чего их оттуда сразу же выгоняют за нарушение правил. "Главная проблема заключается в том, что государство не может или не хочет разработать глобальную стратегию борьбы со СПИДом", - считает руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский. "Как будто бы признать масштаб катастрофы означает расписаться в собственной слабости".