Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран СНГ и Балтии (19.07)

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опасность кроется не только в экономической зависимости от России, но и в том, что газа в мире становится все меньше, и что он дорожает.

СМИ Украины

Совет Федерации России поддержал закон об установлении в России новой памятной даты - 2 сентября, Дня окончания Второй мировой войны. Именно в этот день в 1945 году был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Подписи под ним от лица ООН поставили все государства-участники антигитлеровской коалиции, включая СССР.

Либеральные круги России приветствовали установление новой памятной даты, назвав его "разминированием прошлого" и "маленьким, но важным шагом в сторону исторического консенсуса" с теми, кого в России считают "искажателями" истории, пишет «Украiна молода». Фактически, это шаг к признанию того, что Великая Отечественная война была не исключительно историей СССР, а лишь частью Второй мировой в контексте общей мировой истории, и победил в той войне не Советский Союз, а антигитлеровская коалиция. Теперь бы российской власти отважиться на гораздо более смелый шаг: вслед за "признанием" реальной даты окончания Второй мировой войны внести в официальный календарь и дату ее начала. Это будет труднее, поскольку во время нападения на Польшу 17 сентября 1939 года, с чего и началась Вторая мировая, СССР был союзником нацистской Германии.

До сих пор в России на официальном уровне было утверждено девять памятных дат. День окончания Второй мировой стал десятой. Остается интригой, собезьянничает ли нынешнее прокремлевское большинство Верховной рады "прогрессивное" решение Москвы и для Украины.

Длинный перечень заявлений о переговорах и договоренностях с Россией свидетельствует об экспансии — расширении сферы господства российских финансово-промышленных групп в Украине. Такое мнение высказал на страницах «Газеты по-украiнськи» считает 30-летний Андрей Колпаков, управляющий партнер аналитической группы ”Да Винчи АГ”.

Первая волна экспансии — металлургическая — уже пришла. Активизировались группы, которые открыто поддерживает Кремль. Их интересуют активы, которые могут сформировать единый производственный цикл и устранить украинских конкурентов на мировых рынках. На реальное противодействие этим группам отважились лишь структуры нардепа-”регионала” Рината Ахметова, которые владеют равнозначными финансовыми ресурсами и имеют корпоративный вес в Восточной Европе. Одно из первых столкновений касалось Мариупольского металлургического завода имени Ильича. Ахметову удалось оставить это предприятие за собой. А вот ”Запорожсталь”, вполне вероятно, окажется в руках россиян.

Остальные украинские финансово-промышленные группы не имеют серьезного влияния в корпоративных войнах. Сейчас им выгоднее продать активы, особенно второстепенные. Если россияне получат контроль над нашей металлургией, то смогут уменьшать объемы производства в Украине или вообще закрыть или перепрофилировать предприятия.
    
Вторая волна экспансии зацепит машиностроение. Уже сейчас начинается борьба за судостроительный завод в Николаеве.

Третья волна накроет банковскую сферу. Экспансия коснется банков первой десятки. Еще три года назад их активно скупали иностранцы. А теперь, учитывая отсутствие кредитования из-за проблем в отечественной экономике, они — лакомые куски для российского капитала.

Очередь пищевой промышленности наступит на конец года и начало 2011-го. А через два-три года российский капитал зайдет на наш земельный рынок — в случае снятия моратория на продажу земли.

СМИ Белоруссии

Астана стала несомненным Рубиконом для белорусской власти в нынешнем политическом сезоне, отмечает аналитик издания «Империя». Если на первом этапе главной задачей было вступление в Таможенный союз на наиболее выгодных с точки зрения Минска условиях, то задачей второго этапа является успешное прохождение предвыборной кампании, а именно переизбрание ныне действующего президента. И первый этап должен был лишь создать (в этом его прикладное значение) наиболее благоприятные экономические условия для такого переизбрания, что особенно важно именно на выходе из кризиса, когда экономическая турбулентность все еще весьма высока. Как говорится, для минимизации социальных рисков.

Это внутренние задачи. На внешнем же политическом пространстве все немного по-другому. Если для решения внутренних задач все так или иначе вращается вокруг взаимодействия с Москвой, то во внешней сфере главной фигурой для Минска сейчас является Запад. Действительно, первый этап должен был создать политические предпосылки к давно ожидаемому и, можно сказать, вожделенному признанию Западом легитимности белорусских президентских выборов. И если в диалоге Минск-Брюссель можно со сдержанным оптимизмом констатировать ситуацию, когда каждая из сторон, по крайней мере, ничего не потеряла и осталась, что называется, "при своих", то Москва потеряла значительную часть своих иллюзий.

И это не могло не возыметь с ее стороны некоей реакции. При нынешнем раскладе внутриполитических сил в Белоруссии ни у одного здравомыслящего наблюдатели не может возникнуть сомнения на сей счет: да, Лукашенко переизберется. Причем, пройди выборы в сентябре или в январе - абсолютно неважно. А то, что Лукашенко пойдет на выборы показала именно Астана: если бы Лукашенко не видел себя и в ближайшие пять лет на высшем посту государства, он оставил бы тяжелый труд подписания таможенных кодексов кому-нибудь другому. В то же время, Лукашенко прекрасно понимает, что Союз трех - это будущее белорусской экономики, ее процветание, а тогда зачем дарить плоды собственных, весьма тяжких усилий какому-нибудь прозападному конкуренту. Тем паче, когда с Западом так и не удалось договориться!

Нет, Александр Лукашенко такой многообещающий проект, как Таможенный союз, не будет превращать в свое "политическое наследство" - он будет реализовывать его сам. Во всяком случае, приложит все усилия для этого. В том числе, и выберет наиболее удачный момент для выборов. Если учесть, что ближайший саммит Таможенного союза намечен на декабрь текущего года, то и выборы в Белоруссии пройдут до декабря. Это уж чтобы уже на саммите по переходу от Таможенного союза к Единому экономическому пространству Лукашенко появился во всеоружии очередного народного мандата...

Российские власти, как политические, так и экономические не намерены отказаться от своих амбиций по распространению зоны хождения российского рубля за пределами своего государства, отмечает эксперт издания «Евромост». Совершенно ясно, что этим средством Москва видит только российский рубль. Что касается официального Минска, то к такому повороту событий белорусское руководство было готово во время интеграционной эйфории. И то можно вспомнить, по какой причине было торпедировано введение единой валюты так называемого союзного государства Беларуси и России – президент Лукашенко даже не может допустить возможности существование единого эмиссионного центра в Москве или Санкт-Петербурге. Официальный белорусский лидер прекрасно понимает, что, лишившись печатного станка, он лишается власти, ибо лишается собственных денег. А двух и более эмиссионных центров, печатающих российские рубли, на сегодняшний день существовать просто не может. Этого не допустит уже Москва. Не думаю, что большой энтузиазм московских правителей поддержит и Астана. По той же причине, что и Беларусь. Так что «бабушка надвое сказала.

СМИ Латвии

Опасность кроется не только в экономической зависимости от России, но и  в том, что газа в мире становится все меньше, и что он дорожает. Эксперты призывают действовать: незамедлительно создать систему, которая побудит самоуправления переходить на возобновляемые энергоресурсы, переоборудовав котельные для использования в качестве топлива биомассы, отмечает газета «Ир».

В настоящее время в недрах земли около 170 триллионов кубометров газа. Только лишь ЕС в год расходует около 550 миллиардов кубометров газа. Данные о запасах энергоресурсов не однозначны. К примеру, в 2003 году New Scientist опубликовал исследование Упсальского университета, по оценке которого, резервов фоссильного топлива в мире на 80% меньше, чем принято считать.

Цена природного газа привязана к цене нефтепродуктов, поскольку крупные промышленные производители обычно могут заменять эти ресурсы друг на друга. Для Латвии, как и большей части Европы, цена на газ рассчитывается в соответствии со стоимостью мазута и дизельного топлива в последние девять месяцев. Однако, с учетом того, что расчеты с Газпромом производятся в долларах, существенное влияние на цену газа оказывают колебания курсов валют (чем дороже доллар по отношению к евро, тем выше закупочная цена). Сейчас закупочная цена на газ - 180 латов за 1000 кубометров.

Закупочная цена составляет 80% тарифа, который платит потребитель. Стоимость газа не уменьшает большое преимущество Латвии – Инчукалнское газохранилище, потому что затраты на хранение газа в нем  включены в тарифы. Договор между владельцем хранилища – латвийским государством – и Latvijas gāzе засекречен.

Отмечая 70-ю годовщину с начала США политики непризнания оккупации стран Балтии, европарламентарии от Латвии, Эстонии и Литвы направили  письмо благодарности госсекретарю США Хиллари Клинтон. От Латвии его подписали Сандра Калниете и Инесе Вайдере («Гражданский союз»), Кришьянис Кариньш («Новое время»), Робертс Зиле (ТБ/ДННЛ) и Иварс Годманис («Латвийская Первая партия/ «Латвияс цельш»), информирует «Латвияс авизе», «Государства Балтии благодарны США за реализуемую ими политику непризнания насильственного включения государств Балтии в СССР. Нашим народам во время советской оккупации это позволило сохранить свою идентичность, чтобы затем восстановить государственную независимость», - сказал депутат Европарламента от Эстонии Тунне Келам.

В письме упомянуто, что 23 июля 1940 года заместитель госсекретаря США Самнер Уэлсс признал, что независимость государств Балтии отнята у них «нечестным путем», и что «народ США выступает против жестоких действий – будь то при помощи применения (военной) силы или угрозы применения силы».

Европарламентарии отмечают, что продекларированные Уэллсом в 1940 году принципы не утратили своего практического значения сегодня: «К сожалению, Россия, правопреемник СССР, даже сегодня по-прежнему утверждает, что оккупация и дальнейшая аннексия трех государств Балтии была проявлением доброй воли народов».

СМИ Таджикистана


В публикации в газете «Факты&Комментарии» отмечается, что последние жесткие заявления и действия, обозначенные Москвой через вполне официальных лиц, стали явным намеком таджикскому президенту, что его политика Кремль не устраивает. По словам автора, Россия начинает готовить вариант внешнего воздействия для смены нынешнего таджикского руководства на более лояльное.

Наиболее удобным моментом для этого, как это не раз бывало в мировой политике, является период президентских выборов, когда в целом общественно-политическая ситуация шатка и может быть склонена в ту или иную сторону. И хотя пока положение таджикского президента кажется высоко устойчивым, ему есть смысл определиться с потенциальным преемником и заранее подготовиться к надвигающейся «проблеме-2013».
По мнению автора статьи, к недостаткам правления Рахмона «можно отнести излишнее кумовство в кадровой политике, что в итоге породило сильную коррупцию в госаппарате, а также высокую концентрацию власти в своих руках, из-за чего очень многие жизненно важные проблемы общества не находят свое оперативное разрешение».

Рахмону пришло время уходить, чтобы войти в историю как ответственному и глобально мыслящему политику мирового масштаба. Это также очень важно для всей дальнейшей судьбы таджикской государственности, заключается в статье.

Автор публикации в газете «Бизнес&Политика» анализирует тенденции во внешней политике Таджикистана последних лет. По его словам, эти тенденции свидетельствуют о том, что на роль основного партнера нашей страны постепенно выходит Иран, который уже вполне конкурирует на этой ниве с Россией и США.

Процесс сближения двух фарси-язычных стран получил больший импульс с приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада, который, несмотря на свою признанную консервативность и радикализм, в вопросах отношений с соседними государствами проявляет повышенную конструктивность и дипломатичность. Все президенты-соседи хорошо отзываются о нем и хотят с ним работать, - пишет он. - На улучшении таджикско-иранских отношений также, несомненно, не могла не отразиться определенная стабилизация ситуации в Афганистане в 2003-2005 годах, когда после слома сопротивления талибов, лидеры таджикского меньшинства в этой стране смогли получить контроль над северными провинциями.

По его словам, Душанбе в лице Тегерана обрел не просто историческо-культурного «родственника», а настоящий инвестиционный локомотив, толкатель для более крупных инвестиционных зарядов». «Иран, согласившись построить в 2004 году Сангтуду-1, вынудил Москву ускорить свои раздумья и взяться за этот объект так, что в итоге он стал их самой крупной зарубежной инвестицией. Иранцы, объявив, что помогут Таджикистану строить тоннели и дороги, начав бурить «Истиклол» на перевале Анзоб, фактически стимулировали Китай на выделение беспрецедентного льготного кредита почти в миллиард долларов на строительство дорог и тоннелей китайскими компаниями, - пишет автор. - Иран выступает, или точнее используется таджикскими властями (что будет самым правильным определением), как раздражитель для других более серьезных игроков и инвесторов и играет эту свою роль более чем эффективно».

Автор не исключает возможности, что «в Иране также вынашивает идею перспективного объединения с Таджикистаном и Северным Афганистаном в один Великий Иран». «Собственно говоря, именно теория Большого Ирана подталкивает отдельные круги таджикской интеллигенции и националистических сил к ускорению процесса интеграции с этой страной, что отчетливо проявляется в последние годы», - пишет автор. Он отмечает, что часть современного таджикского народа - 35-70 лет, «из числа научной интеллигенции, технических профессий, бывших партработников (включая солидную часть нынешнего бюрократического аппарата страны), они скорее выступают за интеграцию с Россией или экс-соседями в рамках СНГ, нежели видят себя частью Большого Ирана». В то же время, в публикации отмечается, что примерно половина населения Таджикистана «не способны интегрироваться и принять те ценности, что есть сегодня в Иране». Еще одним барьером, по мнению автора, является «определенная религиозная несовместимость» - в Таджикистане исповедуют ислам суннитского толка, а в Иране преобладает шиитское направление.

«США и Европа, которые явно не с пустыми руками и надолго пришли в ИГА, вовсе не заинтересованы в такой геополитической коллизии, как Великий Иран (им и нынешний приносит много головной боли). Они не будут спокойно смотреть на какие-либо поползновения сторон в этом направлении, - пишет автор. - В мире осталось не так уж много стран, куда Ахмадинежад и его окружение могут свободно прилететь и быть встречены достойно. Вероятно, его визиты в Душанбе и деятельность иранских структур в нашей республике используются не только для работы с таджикскими партнерами, но и для контактов с тем же Западом и Россией через таджиков. Все-таки, хотя, Таджикистан и слабая страна, но состоит полноценным членом во вполне серьезных структурах – СНГ, ШОС, ОДКБ и ОБСЕ.