Премьер-министр РФ Владимир Путин стал активным поборником русской духовности. За последние 20 лет Русская Православная Церковь (РПЦ) постоянно росла. И вот теперь бывший сотрудник КГБ хочет вернуть ей кремлёвские соборы.
Вместе со своими предшественниками, Михаилом Горбачёвым и Борисом Ельциным, бывший президент и нынешний глава кабинета министров РФ Владимир Путин также способствует возрождению РПЦ, начавшемуся 20 лет назад после долгих десятилетий преследований и притеснений со стороны коммунистического режима.
Православные добились от Путина особого отношения со стороны государства, что вызвало бурные протесты со стороны представителей других вероисповеданий. После своего переезда из Кремля в здание Правительства РФ нынешний премьер ещё более усилил свою деятельность в поддержку Церкви.
Путин посещает богослужения в связи со всеми крупными церковными праздниками. Предлагается вернуть Церкви последнее имущество, которое ещё осталось от достояния, разграбленного большевиками после революции 1917 года. Наиболее вероятной представляется передача соборов Московского Кремля и Новодевичьего кладбища, где похоронены наиболее знаменитые люди страны.
По сообщению Московского Патриархата, в настоящее время РПЦ располагает на территории бывшего СССР 128 епархиями, 708 мужскими и женскими монастырями, 27 000 приходов, 200 духовными семинариями и лицеями, 10 000 церковно-приходскими школами, 430 молодёжно-просветительскими центрами, 113 приютами и странноприимными домами, а также 1 500 общественных столовыз и центров реабилитации больных наркоманией. В 11 200 школах факультативно преподаются религиоведческие дисциплины. В 2 000 армейских частей служат полковые священники. За пределами пространства бывшего СССР, в основном в США, Австралии и Франции, действуют 8 епархий РПЦ, находящихся в подчинении Московской Патриархата.
Единство между всеми русскими православными церквями, между Московским Патриархатом и епархиями за рубежом также отчасти является заслугой нынешнего главы правительства РФ, считающего «православную веру духовной основой русского мира». Раскол произошёл в 1927 году, году Русская Православная Зарубежная Церковь разорвала отношения с Московским Патриархатом за то, что последний подписал Декларацию о лояльности советской власти. Подписание Акта о примирении между всеми православными произошло три года назад в московском Храме Христа Спасителя в присутствии Путина.
Признак национальной самобытности
Константин фон Эггерт, член редакционного совета журнала Pro et Contra, издаваемого московским Центром Карнеги, считает, что главная причина, подвигнувшая российского премьер-министра на укрепление православной веры, заключается в том, что она «представляет собой один из наиболее явных признаков национальной самобытности». «А также то обстоятельство, что православные всегда проявляли верность по отношению к государству, включая советский период, равно как и их вошедший в поговорку консерватизм, отличающий его от католичества и западного протестантизма».
Фон Эггерт признаёт, что «внутри Православной Церкви есть силы, которые рассматривают идеи, возникшие в Европе и США, включая демократические ценности, как угрозу для России». «Они считают необходимым изолировать страну от этого влияния, и Путин в определённой степени разделяет эту точку зрения». «Мы, православные, ещё не привыкли работать в условиях демократии», - указывает российский эксперт.
Дело в том, что, как утверждают некоторые средства массовой информации, духовником семьи Путиных является архимандрит Тихон Шевкунов, ультраконсерватор и наместник Сретенского монастыря, расположенного недалеко от основного здания бывшего КГБ. Шевкунов, который неоднократно сопровождал премьер-министра в его поездках, два года назад сравнивал в одном документальном фильме современную Россию с Византией и утверждал, что «Запад испытывает звериную ненависть к Византии и ее наследникам, что продолжает проявляться в настоящее время».
Тем не менее, митрополит (архиепископ) Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, утверждает, что «мы, православные христиане, солидарны с католиками перед лицом волны отхода от церковных норм, захлёстывающую Европу». Иерарх приводит в качестве примера решение Страсбургского суда о запрете распятия в итальянских школах и предупреждает о том, что идёт «опасная утеря Старым Светом своей христианской самобытности».
Согласно его мнению, «совместными усилиями мы должны противостоять этой саморазрушительной тенденции». Действительно, католики и православные придерживаются общей точки зрения по вопросам эвтаназии, абортов, однополых браков, рукоположения женщин в священники и других вопросов. А разделяет их спор по поводу храмов, которые украинские униаты силой отобрали у православных после развала СССР и прозелитической деятельности католической церкви на территории, которую Московский Патриархат считает зоной своего влияния. Именно в силу этих противоречий ни один Папа Римский до сих пор не смог посетить Россию.
Фон Эггерт поясняет, что православные сейчас на подъёме, а вот католики и протестанты переживают трудные времена. В чём причина? «Попытка модернизироваться за счёт утери основных признаков национальной самобытности, которая не принесла каких-либо результатов». «Православные не пойдут этим путём», - уверяет он.
Поскольку в России не существует метрической записи о крещении, данные о количестве верующих каждой конфессии получаются исходя из результатов социологических опросов. Согласно последним опросам, проведённым Институтом Социологии Российской Академии Наук, количество православных в России составляет 98,5 миллионов при населении в 141 миллион 900 тысяч человек, то есть 69,4%. Из них около 60 миллионов считают себя соблюдающими основные церковные обряды.
Кроме того, в РФ проживают 20,8 миллионов мусульман (14,7%), менее миллиона буддистов (1%), 700 000 католиков (0,5%). Иудаизм насчитывает 420 000 приверженцев, в то время как остальные религии представлены минимальным числом сторонников. Большую часть из оставшихся 14,1% (около 20 миллионов) составляют атеисты или агностики. В 1991, после крушения коммунизма, процент последователей всех религий не превышал 25%, а в 1999 году он поднялся до 40%. Настоящее возрождение веры, особенно веры православной, произошло во время правления Путина.