Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Никто, а уж тем более министры, проголосовавшие "за" или "против", не понимает, почему оборонный бюджет, принятый в канун субботы, имеет именно такой размер. Все споры, о которых вы слышали, все громкие заявления о порядке национальных приоритетов, о том, что сокращение бюджета наносит ущерб боеспособности ЦАХАЛа – все это пустопорожняя болтовня, которая не имеет почти никакой связи с реальностью.
Прежде всего: цифра, которая была утверждена в пятницу, является базовой. В последние десять лет реальные расходы на оборону ежегодно значительным образом превышали утвержденный бюджет. В последние два года речь идет о примерно пяти миллиардах шекелей в год – это на десятки процентов выше бюджетных цифр (и все это без учета американской военной помощи).
Достаточно одного этого факта, который повторяется под разными предлогами (крупная армейская операция, таинственная угроза безопасности, подробности которой не разглашаются даже министрам), чтобы отнестись к спорам между членами правительственного кабинета (с сопутствующей утечкой информации, взаимными обвинениями и т.п.), как к печальной шутке – какая, собственно, разница, за что вы голосовали, в любом случае каждый год к оборонному бюджету будут добавлены огромные средства. И это будет утверждено правительством в рабочем порядке, без лишнего шума, без каких-либо споров и дискуссий.
В нынешнем году выяснилось, что государственные инстанции не могут прийти к согласию даже по наиболее базовым данным: каковы расходы на кадровую подготовку в ЦАХАЛе, насколько действительно армия повысила свою эффективность, насколько выросли оборонные расходы в последние годы. Разница в данных, представляемых министерством обороны и минфином, доходит порой до десятков процентов. Речь идет о данных за прошлые годы, которые, казалось бы, не подлежат сомнению. И если ситуация такова, то каким образом кто-либо из министров может вообще логично рассуждать об оборонном бюджете на ближайшие два года?
Поэтому следует брать в расчет только практические решения - в первую очередь такие, которые общество в состоянии проконтролировать. Так, например, решение о повышении возраста выхода на пенсию кадровых военных (если речь не идет о боевых подразделениях), это всего лишь рекомендация, которая может остаться на бумаге. Можно бесконечно манипулировать подобного рода данными. Скажем, начальник технической службы бригады "Голани" - боевой офицер или нет? Офицер ротного штаба, который получил должность в отделе кадров боевого подразделения, стал боевым офицером или остался штабным клерком? С помощью подобного рода манипуляций можно получить какие угодно данные.
В борьбе за бюджет оборонная система одержала убедительную победу над минфином, в этом нет никаких сомнений. Две недели назад я написал в другом издании, что параграф законопроекта о хозяйственном урегулировании, согласно которому срочная служба будет сокращена до двух с половиной лет, ничто иное, как шутка государственного клерка, обладающего неплохим чувством юмора. По-видимому, министры не могут похватстатья подобным чувством юмора, и поэтому этот параграф был изъят из законопроекта.
И последнее, но самое важное: министерская дискуссия о размере оборонного бюджета полностью проигнорировала главный вопрос - какая оборонная стратегия на самом деле необходима Израилю, и кто должен обеспечить стране безопасное существование. В пятницу обсуждался бюджет на следующие два года – в то время, как опасности, угрожающие Израилю, принимают совсем иную форму, чем в прошлом . Основные средства направляются на поддержание устаревшей системы защиты, которая была создана в свете иных угроз.
Вывод ясен: до конца 2012 года мы израсходуем больше денег, наша армия станет богаче, но наша жизнь не станет безопаснее.