В конце первого тысячелетия от Рождества Христова на святых киевских холмах произошло событие, которое в течение столетий является важнейшим в становлении нашего государства, нашей культуры, самого существования украинского народа. Тогда князь Владимир Великий принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Киевской Руси. Новое время несет с собой новые веяния. Одно из них - создание Украинской поместной церкви, которая станет важным фактором независимости Украины.
Московский гость
- Ваша Святость, визиты Московского Патриарха Кирилла в Украину учащаются, и вдобавок они скорее похожи на политические акции, чем на посещение пастырем своей паствы...
- На это надо смотреть с глобальной точки зрения. Все государственные деятели еще Российской империи, а потом СССР считали, что "великая" Россия без Украины существовать не может. Поэтому нынешнее российское руководство старается возвратить нашу страну, сделать ее одной из своих провинций. Русская церковь, как и раньше, вступила с Российским государством в очень тесное сотрудничество. Московская патриархия заключила соглашения с различными министерствами РФ, и не только на общегосударственном, общецерковном уровнях, а и в регионах. Насколько я знаю, там часть духовенства и некоторые архиереи не удовлетворены этим сращением церкви с государством, когда церковь превращается в инструмент государства. Как такой инструмент Русская церковь действует и на территории Украины. Московская Патриархия заинтересована в том, чтобы Украинская православная церковь была составной частью Московского Патриархата. Поскольку интересы Российского государства и Русской церкви совпадают, а условия для этого в Украине сейчас благоприятные, Патриарх Кирилл и решил воспользоваться этими обстоятельствами и попробовать лишить Украинскую православную церковь самостоятельности и независимости в управлении или существенно ее ограничить. Эту миссию начал выполнять еще Патриарх Алексий в конце своей жизни, когда разрешил украинским архиереям обращаться к нему через голову Митрополита Киевского. Когда Патриархом стал Кирилл, он постепенно начал лишать самостоятельности Украинскую церковь, в частности тем, что включал в число временных членов Священного Синода РПЦ украинских архиереев, хотя это противоречит уставу Украинской православной церкви и тем правам, которые она получила в 1990 году. Т.е. это незаконно и неканонически. С одной стороны, они говорят о каноничности Московского патриархата и неканоничности Киевского, но сами попирают церковные каноны там, где им это удобно. Кроме того, начиная с прошлого года распространяются разные слухи. Например, что Патриарх Кирилл хочет иметь двойное гражданство: и украинское, и российское, хотя в Украине это запрещено. Для чего ему наше гражданство? Чтобы в любой момент приезжать к нам как гражданин Украины и ставить перед властью конкретные вопросы как гражданин Украины, но в интересах России. Другой слух - будто бы Кирилл хочет изменить свой титул Патриарха Московского на титул Патриарха Московского, Киевского и вся Руси. Таким образом, у Митрополита Владимира даже не будет титула "Киевский". Поговаривают, что Патриарх Кирилл хотел бы иметь резиденцию в Лавре. Все это слухи, и распространяют их для того, чтобы посмотреть, какой будет реакция. Если отрицательная, тогда скажут: это слухи, мы ничего официально не заявляли, Московская патриархия и сам Патриарх об этом ничего не говорили. Но все это могут сделать - если не теперь, то когда возникнет потребность избирать нового Предстоятеля УПЦ МП.
- И какова реакция на эти слухи?
- Очень отрицательная - и верующих, и духовенства, и даже власти. Вслух об этом говорить в УПЦ МП не могут. А мы можем и будем говорить, так как хотим защитить Украинскую церковь и ее права.
- Какова, по вашему мнению, миссия Патриарха Кирилла на этот раз?
- Нынешний приезд Патриарха Кирилла (запланированный на 20-28 июля. - Ред.) направлен на то, чтобы, с одной стороны, ограничивать независимость и самостоятельность УПЦ МП, а с другой - влиять на духовное состояние украинцев, чтобы они больше тянулись к Москве. Хотя он, конечно, будет подчеркивать, что его визит в Украину чисто пастырский. Против пастырского визита мы не протестуем. Это право каждого Патриарха посещать своих верных. Но даже российские политологи прошлый визит Кирилла оценили как политический и писали, что он, прежде всего политик и дипломат, а уже потом Патриарх. Мы видим, что почти все выступления Патриарха Кирилла об Украине имеют политический характер. Сейчас он продвигает идею, которая была принята на Всемирном русском народном соборе, о "русском мире". По мнению Патриарха Кирилла, "русский мир" - это Россия, Украина, Беларусь и Молдова. Относительно первых трех понятно: славянские страны. А какое отношение к "русскому миру" имеет Молдова? Никакого. И поскольку в Молдове митрополия расположена в Московском Патриархате, то, конечно, он включил и их в "русский мир". Т.е. это политический проект, который называют привлекательно "русский мир", а на самом деле речь идет о возрождении Российской империи. Вот для утверждения этой идеи и приезжает Патриарх Кирилл. Следует также сказать, что в российских СМИ, как в светских, так и в церковных, не удовлетворены тем, что происходит в УПЦ МП. Тем, что внутри церкви переписка ведется не на русском, а на украинском языке, что некоторые приходы отправляют богослужение украинским, что некоторые священники, архиереи проповедуют украинским...
УПЦ КП не будет выступать против приезда в Украину Патриарха Кирилла, но мы покажем, как выглядит наша церковь. 28 июля, в День крещения Киевской Руси, в 12-м часу проведем крестный ход от Владимирского собора к памятнику Святому Владимиру. Думаю, мы соберем от тысячи до полутора тысяч священников со всей Украины, от 10 до 20 тыс. верующих. Приглашаем всех приверженцев УПЦ КП принять в нем участие. Так как от позиции каждого верующего зависит, будет ли Украинская церковь независимой.
Экспансия "русского мира"
- Ваша Святость, как вы относитесь к тому, что президент России издал указ, соответственно которому День крещения Киевской Руси будет государственным праздником России, причем слово "Киевская" где-то потерялось?
- Россия присваивает себе и нашу историю, и нашу культуру. Например, там считают, что Софиевский собор принадлежит Русской церкви, что Киев - это "южная столица Русского Православия", как Петербург - "северная". Поэтому не случайно крещение Киевской Руси они считают принадлежащим к Русской церкви, так как, как там говорят, состоялось оно в местности русских земель. Т.е. снова перекручивают историю в свою пользу.
- Вы сказали, что Московская Патриархия заключает соглашения с различными министерствами России, но известно и об общих проектах УПЦ МП и различных министерств Украины. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Мне известно, что УПЦ МП уже заключила соглашения об образовательных программах и с Министерством обороны Украины, и с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта. В сущности, речь идет о внедрении пророссийского толкования истории Украины, о возвращении советской историографии. УПЦ МП в лице некоторых архиереев работает на Россию так активно, что за это Москва награждает их своими государственными отличиями. Например, Государственный орден России получил архиепископ Львовский Августин.
- Концепция "русского мира", которую пропагандирует Патриарх Кирилл и которая все больше становится государственной политикой России, во Франции вылилась в то, что РПЦ МП отбирает русские православные храмы, например, в Медоне, Ницце... Знаете ли вы другие примеры?
- Конечно, примеров много. Эта экспансия продолжается в Германии, Великобритании. Кроме того, Русская церковь взяла курс на создание своих храмов по всему миру. А для России, таким образом, готовится мощное лобби ее интересов. Это огромные деньги, но их гарантируют российские залежи нефти и газа. Строят церкви при посольствах, повод - чтобы удовлетворять нужды верующих-дипломатов и других сотрудников, граждан России. Московская церковь взяла курс на создание епархий и экзархатов и в США, и в Латинской Америке, Европе, Африке, Австралии, Китае. Японии. Это делается для того, чтобы стать всемирной церковью и занять первое место в мировом православии, подвинув Константинопольского Патриарха. Поэтому и идет такая жесткая борьба за Украину. Потому что если наша церковь будет признана автокефальной, то Русская уже не будет крупнейшей. По количеству приходов на сегодня украинское православие больше, чем русское. Если в России 12 тыс. приходов, то в Украине - 15 тыс. Если в России меньше чем 100 архиереев, то в Украине - свыше 100. В России 67 епархий, в Украине - 85. Т.е. статистика не в пользу России, поэтому они никогда не согласятся на нашу автокефалию. А вот такой пример: по данными МВД, на Пасху в Украине в церкви пришли 11 млн верующих при 47- миллионном населении, а в России при 142 млн в храмы пришли 8 млн верующих. Т.е. в Украине Пасху праздновало почти 25% населения, а в России - 5%. Вот поэтому независимость Украинской церкви и мешает Русской быть главной в мировом православии.
Об Украинской поместной церкви
- 9 сентября прошлого года Священный Синод УПЦ МП принял решение начать диалог с УПЦ КП и возобновить его с Украинской автокефальной православной церковью относительно восстановления единства украинского православия. Со своей стороны, вы, Ваша Святость, не раз говорили, что процесс воссоединения всех Украинских православных церквей продолжается и его уже невозможно остановить. Что теперь?
- В самом деле, УПЦ МП приняла решение о начале подготовки к диалогу между нашими церквями. Состоялась встреча рабочих групп, а следующая в связи с приездом Патриарха Кирилла немного отодвинулась. УПЦ МП заинтересована в диалоге, так как часть их архиереев выступает за единство и самостоятельность Украинской церкви. А это очень не нравится Москве. Мы же готовимся к этому диалогу с единственной целью: создать в Украине единую Поместную православную церковь. Иначе нам нет никакого смысла вести этот диалог. Москва имеет совсем другую цель: снова возвратить нас Московскому патриархату. И, думаю, этого никогда не будет, так как мы имеем независимое государство. И украинский народ, и государство заинтересованы, чтобы была независимая церковь. Думаю, и нынешняя украинская власть заинтересована быть руководителями независимой Украины, хотя ее и тянут к Москве. Сама идея независимости церкви и государства в Украине живая, действенная. Надеюсь, что никакие враждебные силы не в состоянии это преодолеть...
Сейчас берем курс на укрепление и расширение Киевского патриархата, так как это верный путь: сначала вырастить, расшириться, окрепнуть, а потом уже с позиций сильной церкви вести диалог. Уже сейчас УПЦ КП является третьей православной церковью в мире после Русской и Румынской. Шесть автокефальных греческих церквей посещают 12 млн верующих. А одну УПЦ КП - 14 млн, УПЦ МП - 9 млн. Наша церковь большая. И даже чиновники удивляются, каким образом в Украине восстала такая большая церковь. Ведь никто не оказывал содействие ее развитию. Рост УПЦ КП мы приписываем Богу. Если ему угодно, чтобы Украинская церковь стала автокефальной, то он и будет оказывать содействие этому. Мы видим в этом Божье содействие, Божие благословение.
- Какое соотношение на сегодня между УПЦ МП и УПЦ КП не только по количеству епархий, а и по влиянию на общественную жизнь в Украине?
- Если говорить о статистике, то УПЦ КП имеет 30 епархий во всех областях Украины, 41 архиерея, три высших учебных заведения, три средних, свыше 50 мужских и женских монастырей, 4,5 тыс. приходов, свыше 3 тыс. духовенства и 14 млн верующих. УПЦ МП имеет 9 млн верующих, но вдвое больше приходов и монастырей. Если говорить о влиянии, то УПЦ КП поддерживают украинская интеллигенция и общественные организации. А УПЦ МП - определенные политические партии и украинские бизнесмены. Поэтому УПЦ МП финансово более богата, а УПЦ КП - беднее. Но поскольку действует идея, мы более сильны. У нас большое единство, тем временем в УПЦ МП происходит раздор, так как одна часть их духовенства за автокефалию, другая - за присоединение к Москве.
- А какую церковь избирает украинская молодежь?
- Недавно был проведен опрос студентов в Одессе. Как они относятся к вере в Бога, верят ли в рай, ад, вечную жизнь и, в частности, к какому патриархату кто принадлежит. Так вот, к Киевскому принадлежат 33,7%, а к Московскому - 31,5%. Это не Киев и не Львов, а русскоязычная Одесса. И если молодежь поддерживает УПЦ КП, то будущее за нами.
- Ваша Святость, российские СМИ известили, что во время недавнего визита в Россию Вселенский Патриарх Варфоломей призвал "раскольников" из Украины покаяться и возвратиться "на корабль спасения". Они это толковали как возвращение к МП. Как вы это прокомментируете?
- В официальных речах Патриарха Варфоломея об Украинской церкви нет ни одного упоминания. Российское телевидение показало смонтированное интервью, но и в нем не сказано о возвращении к Московскому патриархату, а лишь к канонической церкви. Кто конкретно и куда должен возвращаться, не сказано, все очень дипломатично и обобщенно. Когда Патриарх Варфоломей в 2008 году был в Киеве, он говорил об аннексии Киевской митрополии Петром - украинцам это было приятно слышать. В России Патриарх Варфоломей возглашал приятные вещи для россиян. В гостях принято говорить приятные для хозяев вещи...
- Насколько реальным является созыв Всеправославного собора и сможет ли он решить "украинский вопрос"?
- В конце в прошлого года в Шамбези, в Швейцарии, собрались представители всех официальных православных церквей мира. На этой встрече московская и константинопольская стороны договорились, что автокефальная церковь образовывается с согласия "матери-церкви" Константинопольским Патриархом. Это означает, что Украинская автокефальная церковь может быть признана только с согласия и Московского Патриарха, и Константинопольского. Исторически Московская церковь является дочерью Киевской, а Киевская - Константинопольськой. И когда так договаривались, то не уточнили, кого же считать матерью Киевской церкви. Вот такой казус. Константинополь официально заявляет, что Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату неканонически, не по предписаниям канона. Это написано в Томосе Польской церкви, и именно это написал Константинопольский Патриарх Димитрий Московскому Патриарху в 1990 году. Там указано, что Константинопольская церковь признает Московскую в пределах 1589 года, т.е. без Украины. Это де-юре, а де-факто Константинопольская церковь признает Украинскую церковь составляющей Московского патриархата...
- Для чего закладывается эта неопределенность?
- Так как это означает, что Украинская и вообще любая церковь, которая хочет стать автокефальной, никогда не сможет этого сделать по согласованной процедуре. Такое состояние вещей удобно и Москве, и Константинополю. Москве удобно, так как она не отпустит Украинскую церковь, а Константинополю - так как он не отпустит Американскую, которая тоже хочет получить автокефалию. Так как, если Американская церковь отделится от Константинопольской, тогда Константинопольская вообще потеряет почти все влияние, будет просто одной из старейших, за которой авторитет отцов церкви. Дальше. По договоренности Томос об автокефальной церкви предоставляет не глава "матери-церкви", а Вселенский Патриарх. Т.е. если речь идет об Украинской церкви, то Томос должны предоставить не Москва, а Вселенский Патриарх. Это устраивает Константинопольского Патриарха. Так как его приоритет становится выше, чем авторитет Московского Патриарха. И вдобавок он может предоставить Томос, только если все церкви согласятся, если будет единомыслие. Таким образом, если обобщить все настоящие договоренности, то они означают одно: как не допустить образования автокефалий. Против этого выступает наша церковь, так как мы никогда не откажемся от своей независимости. Думаю, такое состояние вещей не устраивает и Македонскую церковь, и Черногорскую, и Американскую... Поэтому Всеправославный собор, который уже свыше 30 лет стараются созвать, может расколоть все православие.
Упоминая Святого Владимира
- Как относится новая украинская власть к УПЦ КП?
- Официально президент Янукович заявил, что будет относиться одинаково ко всем конфессиям, так как все они равны. Тем не менее, реально на местах есть содействие МП, а нас ущемляют. Не могу сказать, что сильно, но... Например, в Переяславе-Хмельницком был уже подготовлен документ о праве совершать богослужения в Вознесенском соборе, где сейчас находится диорама Великой отечественной войны, но его отменили. Вместе с тем Московскому патриархату в этом году передали в Переяславе-Хмельницком Михайловский монастырь, в котором был музей. Вот такое реальное неравенство. Или случай с улицей Мазепы. Московский патриархат выступил за ее переименование. Патриотичные силы были против. Но власть прислушалась к московскому пожеланию.
Биографическая заметка
Патриарх Филарет - предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата (Михаил Антонович Денисенко)
1929 г. родился в селе Благодатное Донецкой области
1946-1952 гг. - обучение в Одесской духовной семинарии и Московской духовной академии
1950 г. - постриженн в монахи с именем Филарет
1950-1966 гг. - путь от иеродиакона до епископа
Преподавал в Московской духовной семинарии, был ректором Киевской духовной семинарии, управляющим делами Украинского экзархата, настоятелем двора РПЦ при Александрийском патриархате (Египет), управляющим Рижской епархией, епископом Венским и Австрийским, епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии
С 1966 г. - архиепископ Киевский и Галичский, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода
1968 г. - возведен в сан митрополита
Май 1990 г. - местоблюститель Московского патриаршего престола
27 октября 1990 г. - Предстоятель Украинской православной церкви с титулом "Митрополит Киевский и всей Украины"
В ноябре 1991 г. согласно решению Поместного собора УПЦ обратился с просьбой о дарении полной канонической независимости Украинской православной церкви
В 1992 г. был смещен с руководства Украинской православной церковью Московского патриархата и лишен в РПЦ всех степеней священства. Этих решений РПЦ не признал и возглавил процесс объединения Украинской автокефальной православной церкви с частью Украинской православной церкви Московского патриархата в Украинскую православную церковь Киевского патриархата. С 1992 по 1995 год был заместителем ее патриархов Мстислава (Скрипника) и Владимира (Романюка)
1995 г. - Поместным Собором Киевского патриархата избран его Предстоятелем с титулом "Патриарх Киевский и всея Руси-Украины"
1997 г. - анафемствован Архиерейским Собором Русской православной церкви
Перевод: Антон Ефремов