В понедельник башкирское правительство одобрило назначение Рустема Хамитова на пост президента Башкортостана. Как сообщают источники агентства STRATFOR, предыдущий президент Муртаза Рахимов подал в отставку 13 июля после трехчасового разговора за закрытыми дверями с премьер-министром России Владимиром Путиным. Рахимов возглавлял автономную мусульманскую республику 16 лет. Они с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, который ушел в отставку в апреле, считались одними из последних руководителей российских регионов, назначенных бывшим президентом Борисом Ельциным.
Эти два региона входят в число последних препятствий для кремлевских планов по консолидации страны. Убрав старое руководство Татарстана и Башкортастана, Кремль демонстрирует уверенность в том, что он может избавиться от последних реликтов эпохи Ельцина, управлять мусульманским населением страны и поставить под свой контроль последние неподвластные ему элементы мощной экономической базы России.
Две братские автономные республики - Башкортастан и Татарстан – считаются одними из самых влиятельных и независимых субъектов Российской Федерации. Обе они отличаются большим мусульманским населением, объединены этническими, культурными, религиозными и историческими связями и тесно сотрудничали большую часть советского и постсоветского периодов. Обе они также обладают значительными нефтяными и минеральными богатствами, что определенно помогает им занимать независимые позиции. Бывший президент Борис Ельцин в свое время предоставил обеим республикам беспрецедентную автономию, оставив Кремлю крайне мало возможностей их контролировать.
Много лет они тщательно охраняли свой суверенитет, угрожая в ответ на любые Москвы расширить контроль экономическим саботажем и недовольством российских мусульман. Для Кремля это было особенно тяжело, так как республики не только добывают изрядную часть российской нефти, но их правительства еще и тесно связаны с менее мирными мусульманскими республиками российского Северного Кавказа – в частности, с Чечней и Дагестаном.
Это помогло руководству Башкортостана и Татарстана пережить ряд массовых отставок регионального руководства в период правления Путина и его преемника Дмитрия Медведева. Однако в последние месяцы Кремль решил вплотную заняться двумя республиками. Бессменный президент Татарстана Шаймиев ушел в апреле, а теперь за ним последовал и башкирский президент Рахимов. Перед своим уходом оба лидера критиковали Кремль за попытки провести новую централизацию власти. Например, Рахимов сказал в январе, что нынешнее руководство Кремля ведет себя «даже хуже, чем в советские времена».
Однако Кремль не хотел публично атаковать республиканских руководителей за их инакомыслие, пока не уверился в том, что Москва способна контролировать обстановку в Татарстане и Башкортостане как в политической, так и в энергетической сфере, а также предотвратить широкую реакцию мусульман на централизацию. Кремль продемонстрировал свою уверенность в контроле над наиболее взрывоопасными мусульманскими республиками, объявив о победе России в Чеченской войне. Однако тот факт, что Москва заставила уйти в отставку башкирского и татарского лидеров, означает, что она уверена в своей способности предотвратить также любые более масштабные попытки мусульман выступить в защиту своих лидеров.
Давление на Башкортостан и Татарстан постепенно нарастало, пока возраст — им обоим за 70 — и нарастающее влияние Кремля в остальных частях страны не заставили президентов республик уступить и уйти в отставку. Кремль заменил их лояльными Москве политиками - также местного происхождения.
После смены руководства в Башкортостане и Татарстане Кремль может начать прибирать к рукам их особо ценные активы. В каждой из этих республик есть по мощной нефтяной компании – они носят названия «Башнефть» и «Татнефть», соответственно, - которые служат для регионов основным источником дохода. Татнефть считается пятой по величине нефтяной компанией в России, Башнефть намного меньше, но все равно входит в первую десятку. Следующим шагом должна стать постановка их обратно под контроль Кремля и поглощение их и их трубопроводных сетей большими государственными компаниями. Гиганты Газпром и Роснефть, принадлежащие Кремлю, по-видимому, давно засматриваются на эти активы.
STRATFOR – разведывательно-аналитическая компания со штаб-квартирой в Остине, штат Техас.