Московский суд приговорил к уплате штрафа организаторов выставки «Запретное искусство-2006», чем напомнил о непрекращающемся ограничении свободы самовыражения в России.
Конечно, судьи могли зайти ещё дальше и посадить двоих обвиняемых в тюрьму. Во всяком случае, Русская православная церковь и российское государство возражали против вынесения подобного приговора. Но тот факт, что суд продлился два года, а двоих обвиняемых признали виновными в «разжигании межрелигиозной вражды» и приговорили к уплате штрафа (примерно 6,5 тысяч долларов с одного и 4,8 тысячи долларов с другого), внушает опасения.
Выставка, прошедшая в 2007 году в Музее Сахарова, была вызовом, сознательно брошенным стремлению контролировать искусство, на что указывало и её название. Экспонировались работы, отвергнутые российскими музеями из страха вызвать ту самую реакцию, на которую они и были рассчитаны. Был там образ Иисуса Христа, вписанный в рекламу «Макдональдса», был и русский генерал, насилующий солдата, с подписью «Слава России». Смотреть на работы можно было только сквозь дыру в фальшивой стене.
Организаторы выставки не в первый бросались на баррикады. Бывший директор Музея Сахарова Юрий Самодуров уже был оштрафован за организацию в 2003-м году выставки «Осторожно: религия!». Второй организатор, Андрей Ерофеев, два года назад был уволен с должности куратора по современному искусству из престижной Третьяковской галереи, где организовал показ предметов советского китча.
В перечисленных случаях власти активно участвовали в совершении нападок на художников, а в этот раз министр культуры, судя по всему, скорее желал компромисса. Мы надеемся, что это отражает более либеральный и творческий подход, который должен продемонстировать Кремль при президенте Дмитрии Медведеве, который, впрочем, на словах выступает лучше, чем на деле. Мы подозреваем, что Кремль скорее пытается избежать позора в глазах мирового сообщества. Но как бы то ни было, конфликт ещё не закончен.
Обвиняемые подали апелляцию в Европейский суд по правам человека. Российские художники, безусловно, и в дальнейшем будут пытаться раздвинуть границы дозволенного. Возможно, государство наконец-то поймёт, что предметы изображения в искусстве — не его ума дело. Было бы неплохо, если бы прокуроры, которых якобы так шокировало «запретное искусство», прошлись по Музею Сахарова. Там главный экспонат — это бесконечные ряды фотографий людей, погибших в эпоху сталинизма.