На моей встрече во вторник 13 июля с экономистами Центра изучения мировой экономики я говорил им о превосходном документальном фильме французского режиссера Яна Артюс-Бертрана с участием самых известных и хорошо информированных международных деятелей, где говорится о другой страшной угрозе для рода человеческого, происходящей на наших глазах: разрушении окружающей среды.
В фильме утверждается в ясной и лапидарной форме:
«В этом большом приключении жизни на Земле каждому виду суждено сыграть свою роль, каждый вид занимает свое место. Ни один не является бесполезным или вредным, все сбалансированы между собой. И здесь входишь в историю ты, homo sapiens, разумный человек. Ты пользуешься сказочным наследием 4 миллиардов лет, данным тебе Землей. Тебе только 200 000 лет, но ты уже изменил лицо земли».
«Изобретение сельского хозяйства изменило нашу историю. Это было менее 10 000 лет назад».
«Сельское хозяйство было нашей первой великой революцией. Оно привело к первым излишкам и породило города и цивилизации. Память о тысячах лет, проведенных в поисках пищи, исчезла. Сделав из зерна дрожжи жизни, мы умножили число разновидностей и научились приспосабливать их к нашим почвам и климатам. Мы такие же, как все виды на Земле. Наша главная ежедневная забота – накормить себя. Когда почва менее чем щедрая и воды становится мало, мы способны на необычайные усилия, извлекая из земли достаточно для того, чтобы продолжать жить».
«Половина человечества обрабатывает землю, более трех четвертей – руками».
«Чистая энергия. Энергия солнца, уловленная в течение миллионов лет миллионами растений более 100 миллионов лет назад. Это уголь. Это газ. Но прежде всего это нефть».
«В последние 60 лет население Земли увеличилось почти втрое. И более 2 миллиардов человек переехало в города».
«Нью-Йорк. Первый мегаполис мира, символ эксплуатации энергии, которую дает Земля человеческой изобретательности. Рабочая сила миллионов иммигрантов, энергия угля, необходимая мощь нефти. Соединенные Штаты были первыми, оседлавшими феноменальную, революционную мощь "черного золота". В полях машины заменили людей. Литр нефти производит столько энергии, сколько руки 100 человек за 24 часа».
«Они производят достаточно зерна, чтобы накормить 2 миллиарда человек. Но многое из этого зерна не используется, чтобы накормить людей. Здесь и в других индустриализированных странах оно преобразуется в корм для скота или в биотопливо».
«Повсюду, куда только ни посмотреть, удобрения внизу, нейлоновая пленка наверху. Оранжереи в Альмерии, Испания, - это огород Европы. Город овощей одинакового размера ежедневно ждет, чтобы сотни грузовиков развезли их по супермаркетам континента. Чем более развита страна, тем больше мяса потребляют ее жители. Как удовлетворить мировой спрос, не прибегая к животноводческим фермам в стиле концлагерей? Все скорее и скорее. Как цикл жизни животных, которые возможно никогда не видели пастбищ».
«В этих участках еды, набитых миллионами голов скота, не растет ни травинки. Целая флотилия грузовиков привозит из всех уголков страны тонны зерна, соевые корма и гранулы белков, которые превращаются в тонны мяса. В результате необходимо 100 литров воды, чтобы произвести один килограмм картофеля, 4 000 литров для одного килограмма риса и 13 000 литров для одного килограмма говядины. Не говоря уже о нефти, сжигаемой в процессе производства и транспорта».
«Мы знаем, что конец дешевой нефти неминуем, но мы отказываемся верить в это».
«Лос-Анджелес. В этом городе, растянувшемся более чем на 100 километров, число автомобилей почти такое же, как число жителей».
«День кажется не более чем бледным отражением ночей, превращающих город в звездное небо».
«Повсюду машины роют, извлекают и вырывают из земли куски звезд, погребенных в ее глубинах со времен ее сотворения… Минералы».
«…80% этого ископаемого богатства потребляется 20% мирового населения. До конца этого века чрезмерная горная добыча почти полностью покончит с запасами планеты».
«С 1950 года объем международной торговли возрос в двадцать раз; 90% торговли идет морем. Ежегодно перевозится пятьсот миллионов контейнеров, направляемых в самые большие центры потребления…»
«С 1950 года улов рыбы увеличился в пять раз – с 18 до 100 миллионов тонн в год. Тысячи судов-рыбозаводов опорожняют океаны. Три четверти рыболовных зон истощены, исчезли или им это грозит».
«Пятьсот миллионов людей живет на пустынных землях мира – более чем все соединенное население Европы».
«Израиль превратил пустыню в пахотную землю. Хотя сейчас эти фермы орошаются капля по капле, потребление воды продолжает расти наряду с экспортом».
«Некогда полноводная река Иордан – теперь только ручей, ее вода улетучилась на супермаркеты всего мира в ящиках фруктов и овощей».
«Индия рискует стать страной, которая более всех будет страдать от нехватки воды в будущем веке. Массовое орошение питало ее растущее население, и за последние 50 лет был вырыт 21 миллион колодцев».
«Лас-Вегас был построен в пустыне. Там живут миллионы человек. Еще тысячи приезжают каждый месяц. Его жители находятся в числе самых больших потребителей воды в мире».
«Палм-Спрингс – еще один город в пустыне с тропической растительностью и роскошными полями для гольфа. Сколько еще времени будет процветать этот мираж? Земля не может этого вынести».
«Река Колорадо, несущая воду в эти города, - одна из тех рек, которые уже не доходят до моря».
«Еще до 2025 года нехватка воды может сказаться на 2 миллиардах человек».
«Все живое – вода, воздух, земля, деревья - связано между собой».
«Первобытные леса создают среду обитания для трех четвертей биоразнообразия планеты, то есть всей жизни на Земле».
«…Всего за 40 лет самый большой влажный лес мира – Амазония – сократился на 20%, он уступил место животноводческим ранчо и фермам по производству сои; 95% этой сои идет на корм скоту и домашней птицы Европы и Азии. Таким образом, лес превратился в мясо».
«Более 2 миллиардов человек - почти треть мирового населения - еще зависит от угля. На Гаити – одной из самых бедных стран мира – древесный уголь является одним из главных потребительских товаров населения».
«На холмах Гаити осталось только 2% лесов…»
«Каждую неделю население городов мира увеличивается более чем на миллион человек. Один человек из каждых шести сейчас живет в ненадежном, нездоровом и перенаселенном окружении, не имея доступа к ежедневным потребностям, таким как вода, дренаж, электричество. Снова расширяется голод. От него страдает почти миллиард человек. По всей планете бедняки борются за то, чтобы выжить, в то время как мы продолжаем извлекать из земли ресурсы, без которых уже не можем жить».
«Наша деятельность высвобождает гигантские количества двуокиси углерода. Сами того не замечая, молекулу за молекулой мы нарушаем климатический баланс планеты».
«Ледовый покров Арктики тает вследствие глобального потепления, за 40 лет ледовый покров стал тоньше на 40%. Летом его поверхность сокращается год за годом. Он может исчезнуть в летние месяцы к 2030 году. Некоторые говорят, что к 2015».
«К 2050 году четвертой части земных видов может грозить исчезновение».
«…Поскольку Гренландия быстро нагревается, пресная вода всего континента сливается в соленую воду океанов».
«Лед Гренландии содержит 20% всей пресной воды планеты, если он растает, уровень моря повысится примерно на семь метров. Атмосфера нашей планеты – это неделимое целое. Это благо, которым пользуемся все мы вместе».
«В ландшафте Гренландии появляются озера. Слой льда тает с такой быстротой, какую 10 лет назад не могли предвидеть даже самые пессимистически настроенные ученые. Все больше и больше эти реки, питаемые ледниками, соединяются и выходят на поверхность. Думали, что вода будет замерзать в глубинах льда. Наоборот, она течет подо льдом, унося ледяную кору в море, где та ломается, превращаясь в айсберги».
«Только в ХХ веке распространение воды вследствие нагревания вызвало подъем в 20 сантиметров. Все становится неустойчивым. Коралловые рифы чрезвычайно чувствительны к самому минимальному изменению температуры воды; 30% их исчезло. Это основное звено в цепи видов».
«Если уровень моря продолжит подниматься все быстрее и быстрее, что будут делать большие города, такие как Токио – самый населенный город мира?»
«…В Сибири и во многих частях света так холодно, что почва постоянно заморожена. Это явление известно как вечная мерзлота. Под этой поверхностью находится климатическая бомба с часовым механизмом - метан, газ с парниковым эффектом в двадцать раз более мощным, чем двуокись углерода. Если вечная мерзлота растает, в связи с высвобождением метана парниковый эффект сможет выйти из-под контроля, и последствия этого никто не может предсказать».
«Двадцать процентов мирового населения потребляет 80% его ресурсов».
«Мир вкладывает в двенадцать раз больше денег в военные расходы, чем в помощь развивающимся странам».
«Пять тысяч человек умирают ежедневно из-за того, что пьют загрязненную воду, один миллиард человек не имеет доступа к питьевой воде».
«Около миллиарда голодает».
«Более 50% зерна, продаваемого в мире, идет на корм скоту или на биотопливо».
«Виды гибнут в тысячу раз быстрее, чем в естественном темпе».
«Средняя температура за последние 15 лет была самой высокой из когда-либо зарегистрированных».
«Слой льда на 40% тоньше, чем 40 лет назад».
В последние минуты фильма режиссер Ян Артюс-Бертран смягчает язык, чтобы похвалить некоторые позитивные шаги, сделанные странами, которые без желания обидеть или задеть он был должен упомянуть.
Вот его заключительные слова:
«Нам пора быть всем вместе. Важно не то, что ушло, а то, что осталось. У нас есть еще половина лесов мира, тысячи рек, озер и ледников и тысячи успешно существующих видов. Сегодня мы знаем, что решения здесь. У всех нас есть возможность измениться. Тогда чего же мы ждем?
От нас зависит написать, что должно следовать. От всех вместе».
Тема, на которую я затратил большую часть своих усилий - неминуемая опасность войны, которая станет последней в предыстории рода человеческого, которой я посвятил девять «Размышлений» начиная с 1 июня, - представляет собой проблему, становящуюся все серьезнее день ото дня.
Как это логично, 99,9% населения хранит надежду, что элементарный здравый смысл восторжествует.
К сожалению, судя по всем ощущаемым мною элементам действительности, я уже не вижу ни малейшей возможности, что будет именно так.
Поэтому я считаю, что было бы намного практичнее, если бы наши народы готовились к тому, чтобы противостоять этой действительности. В этом заключается наша единственная надежда.
Иранцы делают именно это, как делали и мы в октябре 1962 года, когда предпочли исчезнуть, прежде чем сложить свои знамена.
Сегодня происходит так, как было вчера, по воле случая, а не в силу заслуг разума или индивидуальной истории любого из нас.
Сообщения из Ирана, поступающие каждый день, ни на миллиметр не отклоняются от указанной ими позиции отстаивать свои справедливые права на мир и развитие, но есть один новый элемент: они уже сумели произвести 20 килограммов 20-процентного обогащенного урана - достаточно, чтобы построить ядерное устройство, что еще больше сводит с ума тех, кто уже давно принял решение их атаковать. Это я проанализировал в пятницу 16-го с нашими послами.
Даже Обама не смог бы изменить его, и он совершенно не проявлял готовности сделать это.