Москва. Россия в апреле следующего года может начать сокращение государственных служащих в рамках реализации плана, предусматривающего уменьшение раздутого бюрократического аппарата на 20 процентов в течение ближайших трех лет.
Министерство финансов во вторник предложило провести серию постепенных сокращений армии российских бюрократов, которая за десять последних лет увеличилась на 80 процентов, а общее количество чиновников достигло почти 870 000 человек. Согласно предлагаемому плану, количество государственных служащих в 2011 будет сокращено на 5 процентов, затем еще на 10 процентов в 2012 году и на все предложенные 20 процентов в 2013 году.
Хотя президент Дмитрий Медведев и сделал борьбу с коррупцией отличительным признаком своего президентства, критики утверждают, что в этом отношении мало что изменилось с того момента, как он в 2008 году стал президентом, сменив на этом посту Владимира Путина. В 2009 году Россия оказалась в самом конце Индекса восприятия коррупции, подготовленного организацией Transparency International – как раз ниже Кении и Эквадора, - а общий ежегодный объем взяток, по существующим оценкам, составляет одну треть валового внутреннего продукта.
Г-н Медведев назвал бюрократов «неэффективным» классом, который по мере своего расширения грозит «поглотить все общество».
По данным Министерства финансов, планируемые сокращения могут сохранить для бюджета ежегодно около 37 миллиардов рублей (1,21 миллиарда долларов) в течение трех лет, и это может оказаться важным элементом в борьбе с возникшим впервые за последнее десять лет бюджетным дефицитом, который премьер-министр Путин призвал ликвидировать к 2015 году.
Если это предложение будет принято, различные министерства страны должны будут к 1 сентября представить предложения по сокращению количества своих сотрудников. Как сообщило Министерство финансов, после проведения этих сокращений заданные пределы будут установлены и в отношении количества чиновников в правительстве.
Аналитики говорят о том, что это предложение стало обнадеживающим знаком, свидетельствующим о наличии определенной политической воли, направленной на борьбу с коррупцией, однако многое, по их мнению, будет зависеть от того, насколько успешно будет реализован этот план.
«Пока у нас нет ни малейшего представления о том, как будет осуществляться этот план», - подчеркнула глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова.
По мнению г-жи Панфиловой, министерства могут начать борьбу за то, чтобы сохранить в своих штатах максимальное возможное количество сотрудников.
«Каждый сотрудник министерства – это дополнительные средства из государственного бюджета, и поэтому мы можем ожидать, что они попытаются сократить как можно меньше сотрудников, - отметила г-жа Панфилова. – Даже сейчас есть такие министерства, который утверждают, что им нужны дополнительные сотрудники, а не сокращения».
Министерства, скорее всего, уволят сотрудников постарше, ожидающих выхода на пенсию, а также сократят «мертвые души», то есть таких чиновников, которые существуют только на бумаге, подчеркнула г-жа Панфилова.
Борьба с коррупцией всегда была вызовом, и даже г-н Медведев ранее в этом месяце призвал законодателей взять на себя часть ответственности в решении этого вопроса. Российский президент признал, что его собственный крестовый поход не достиг какого-то «заметного успеха».
«Даже если они и проведут обещанные сокращения, это не изменит сложившиеся в стране традиции, - подчеркнул глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Коррупция – это государственный бизнес в России. Многие молодые люди хотят стать чиновниками, потому что они видят, где находятся деньги. Изменить это будет не легко».