События последних недель окончательно пролили свет на все малопонятные процессы прошедшего года — от «абсурдной» путинской идеи вступления в ВТО тройкой до неожиданной одержимости Кремля Таможенным союзом. Чтобы понять суть этих событий, отставим, хотя бы на время, в сторону предположения об «имперских аппетитах» Кремля и глупости правительственных чиновников. Рассмотрим только факты и жизненные интересы игроков.
Мало кто увязывает Таможенный союз с ВТО с тех пор, как российский вице-премьер Игорь Шувалов «похоронил» идею тройственного вступления в организацию во время своего апрельского визита в Вашингтон. Но похоронил ли? О том, что переговорная группа все еще одна на три страны, почти не упоминается. Пресса стыдливо игнорирует и утверждения чиновников о том, что присоединение все равно будет скоординированным. Все это списывается на попытки Кремля завуалировать откровенную «глупость» прошлогодней идеи. Выходит, Путин — недалёк?.. С этим вопросом, если он требует выяснения, разберемся ниже.
Вступление России в ВТО было личным проектом Путина с первых дней его президентства. Еще в 2002 году он говорил об обреченности попыток модернизировать экономику вне организации. Но четыре года спустя, когда, казалось, уже можно заготавливать шампанское, процесс намертво забуксовал на аграрных противоречиях.
В апреле, когда Шувалов заявил, что Россия снова готова присоединяться к ВТО самостоятельно, мало кто уделил внимание одному ключевому нюансу. На переговорах с торговым представителем США Роном Кирком российская делегация указала на «одну проблему», связанную с отдельным вступлением. Впрочем, сообщает далее Департамент торговли США, россияне сразу же пояснили, каким образом Таможенный союз поможет наконец ее решить. Речь шла именно об аграрном вопросе, который последние годы стоял на пути российского присоединения непреодолимой преградой.
Колхозный пат
Проблема в том, что правила ВТО категорически запрещают увеличивать внутреннюю поддержку сельскому хозяйству. За «потолок» агросубсидий, как правило, берется их уровень в стране на протяжении трех лет перед вступлением. Велика была тогда поддержка или мала — не важно. Главное — не увеличивать.
Сейчас российские фермеры в денежной поддержке не особо нуждаются. Госпомощь им заменяет неограниченный внутренний рынок, огражденный от зарубежной конкуренции запретительными пошлинами.
Но, вступив в ВТО, внешние ограничения придется существенно снизить. Российский АПК тогда останется беззащитным перед европейскими конкурентами, которые в пересчете на гектар пахоты получают в 40 раз больше госпомощи. Москва, таким образом, заплатила бы за членство в ВТО отказом от всяких перспектив продовольственной независимости.
Переговоры по агросубсидиям стояли на месте годами, а тем временем наступила глобальная рецессия. Обвал цен на энергоресурсы оголил глиняные ноги экспортно-сырьевого Колосса российской экономики. Углубляющийся кризис сделал неотложное вступление в ВТО вопросом жизненной необходимости.
Решая вопрос о том, как вывести нескончаемые переговоры о присоединении к организации из тупика, в Кремле могли размышлять примерно так.
Чего России не хватает для вступления в ВТО?
По большому счету, осталось только аграрное противоречие. В данном случае правила ВТО позволяют только 2 миллиарда долларов сельхозподдержки в год, России же нужно около девяти.
Можно ли добиться исключения из правил?
Невозможно. Но в 2005 году появился интересный прецедент. Польша, которая еще в 1995 году вступила в ВТО, в 2005-м увеличила свои сельхоздотации на 3 миллиарда долларов, никак при этом не нарушая правила ВТО. Дело в том, что в 2004-м Варшава вступила в Евросоюз. А ВТО рассматривает ЕС с его Единой сельскохозяйственной политикой как единый субъект международной торговли. То есть, Брюссель, грубо говоря, забрал эти 3 миллиарда дотаций у Великобритании и перераспределил их Польше. В сумме для внешних стран ничего не изменилось. Поэтому и в ВТО претензий к Польше не возникло.
Как использовать польский опыт?
Чтобы решить проблему по этому образцу, нужно было создать некое подобие Евросоюза со страной, у которой большие сельхозсубсидии. Далее требовалось, чтобы эта страна согласилась существенно уменьшить свои дотации, чтобы Россия, соответственно, получила право их повысить у себя.
С кем построить Евросоюз?
Белорусские сельхоздотации составили в 2007 году около 3,5 миллиарда долларов — почти в полтора раза больше, чем российские. Перераспределив их, Москва получает право повысить свои дотации более чем в два раза, оставив что-то на хлеб и белорусским колхозам.
Как заставить Минск отказаться от своих сельхоздотаций в пользу Москвы?
Поскольку Беларусь дотирует свою экономику благодаря российским энергетическим преференциям, то если эти преференции ликвидировать, то Минску придётся отказаться от дотаций в любом случае, даже если никто его об этом и не будет просить.
Как вступить в ВТО блоком?
Невозможно. Или, во всяком случае, — беспрецедентно. Но прорываться блоком и необязательно — страны ЕС ведь тоже присоединялись по отдельности.
ВТО согласится признать Россию и Беларусь единым субъектом в том случае, если иностранная фирма, торгующая на российском рынке, будет иметь точно такие же условия и на белорусском. То есть, нужно создать таможенный союз и единый рынок. Когда система заработает, то ВТО признает членов Таможенного союза единым субъектом сразу же после присоединения его членов к организации. Сделают они это одновременно или с интервалом в год-два — уже неважно.
Как всё это осуществить на практике?
Сначала — заявить о совместном вступлении. Во-первых, попробовать — а вдруг сработает? Но главным образом — ради торга, по принципу: хочешь получить копейку, требуй рубль. Затем, в течение года согласовать с ВТО условия, которым должно будет соответствовать Единое экономическое пространство. Одновременно форсировать интеграцию — к 2010 году согласовать все документы по Таможенному союзу, а до 2011 — по ЕЭП.
Когда большая часть работы будет проделана, можно предлагать компромисс. Вступим, мол, так и быть, по отдельности, но уже после вступления вы нас единым блоком признать должны.
Когда РФ наконец сможет вступить в ВТО?
Россия может вступить в ВТО после того, как пакет документов по единому экономическому пространству будет готов и ВТО его утвердит, хотя бы неформально. Ждать, когда ЕЭП заработает — уже необязательно.
Москве также необходимо, чтобы Беларусь последовала за ней в ВТО не позже, чем через полтора года. Именно к этому времени России понадобится увеличить свои сельхоздотации, чтобы компенсировать снижение импортных ограничений. На тот момент, разумеется, ЕЭП уже должно быть полностью функциональным.
Как заставить Минск выполнить договоренности?
Учитывая 16-летний опыт интеграции с Беларусью, было бы неосмотрительно игнорировать возможность попыток затормозить процесс со стороны Александра Лукашенко.
Чтобы застраховаться от этого, Кремль разработал стратегию по двум направлениям. На экономическом фронте — почти полностью ликвидировал субсидирование белорусской экономики. Когда кризис стал еще сильнее, Москва пообещала вернуть кое-какие преференции, но только после завершения работы по ЕЭП. Это также должно было подстегнуть белорусское руководство в вопросе рыночных реформ, необходимых для вступления в ВТО (отказ от субсидирования промышлености — одно из ключевых требований организации).
А чтобы белорусский лидер не «засел» — по его собственному выражению — «в землянки», нужно было провести несколько оперативных мероприятий по политической линии: сделать демонстрацию по финансированию оппозиции, забросить через прессу вопросы о подозрительных исчезновениях его оппонентов...
Причем все эти шаги вряд ли направлены на свержение белорусского руководства, а лишь на то, чтобы прижать и запугать его в достаточной мере, чтобы заставить выполнить договоренности по Таможенному союзу и ЕЭП.
Насколько сработал этот план? На сегодняшний день — полностью, вплоть до мелочей.
Хронологическая справка (вместо послесловия)
Март 2010. Экспертная комиссия Таможенного союза по сельскому хозяйству разработала механизм перераспределения сельскохозяйственных дотаций в рамках создаваемого ЕЭП. Согласно достигнутой договорённости, предполагается, что прямая государственная поддержка членов ЕЭП своему АПК (субсидии «желтой корзины», согласно классификации ВТО) не должна превышать 10% от валового производства сельскохозяйственного сектора страны.
Предварительные расчеты перераспределения предполагают:
* Российскому АПК — увеличение дозволенной сельхозподдержки в 2 раза к уровню 2009 года — до 8 миллиардов долларов в год.
* Белорусскому АПК — сокращение в 3,5 раза до 900 миллионов долларов в год.
* АПК Казахстана — сокращение на 20% до 800 миллионов долларов в год.
Июнь 2010 года. Александр Лукашенко подписал соглашения о кодексе Таможенного союза, несмотря на то, что российские экспортные пошлины на нефть остались для Беларуси неизменными. По итогам переговоров Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым в Астане достигнута окончательная договоренность о том, что российские экспортные пошлины на нефть будут обнулены для Беларуси после подписания Минском соглашений по ЕЭП. Белорусская сторона рассчитывает завершить подготовку необходимого пакета документов к концу 2010 года.
Источник газеты «Ведомости» в Кремле сообщает, что правительство РФ утвердило механизм введения дополнительной пошлины на поставки природного газа в Беларусь в размере 100 долларов на 1000 куб. м на случай неисполнения Минском графика формирования ЕЭП.