Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдова-молдаване-молдавское

© РИА НовостиМолдавия
Молдавия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Позволю себе предложить собственное понимание некоторых реалий сегодняшнего дня, а также пять тезисов, которые, как я уверен, могут быть рассмотрены как пять основополагающих принципов в стратегии развития Республики Молдовы, в построении и укреплении нашей государственности и общей идентичности.

Позволю себе предложить собственное понимание некоторых реалий сегодняшнего дня, а также пять тезисов, которые, как я уверен, могут быть рассмотрены как пять основополагающих принципов в стратегии развития Республики Молдовы, в построении и укреплении нашей государственности и общей идентичности.

О наших общих ценностях


Прошлое народа предопределяет его будущее и предназначает его судьбу – это, хорошо известное,  утверждение не вызывает особых сомнений.

Ведь прошлое, действительно, вносит свой вклад в дальнейший путь народа, помогает ему не блуждать наугад, беспутно и неосознанно. Однако, следует уточнить, что совсем не такое же действие имеют бесконечные дискуссии о прошлом. Они зачастую притормаживают движение вперёд и даже искажают путь в будущее.

К сожалению, так происходит у нас, в Республике Молдова, где прошлое превратилось из освещающего путь маяка в своеобразное яблоко раздора, в предмет субъективных  политических трактовок и полемик.

Вместо того, чтобы уверенно и  солидарно идти вперед, мы все ещё топчемся на месте, пребывая в разобщенности, и мнём друг другу бока с каким-то нелепым и непостижимым остервенением.

Тем временем подводные течения разного рода заангажированных «исторических трактовок» и нечистоплотных уловок относят нас всё дальше сторону от безопасного фарватера, толкают в губительный водоворот неизвестных и потому небезопасных сценариев будущего.  

В этом смысле весьма красноречивы своеобразные способы трактовки в нашей стране некоторых известных исторических событий, таких, например, как дни 9 Мая и 28 Июня.

Прошлое зачастую имеет смутные очертания, что оставляет место для разного рода манипуляций, таких, например,  как переосмысливание истории, злонамеренные инсинуации, необоснованные обвинения, рокировка исторических контекстов.

В последнее время все мы стали свидетелями того, как, делая невинное выражение лица, ряд политиков во власти предпринимают упорные попытки прямого отрицания традиционных для молдавского народа ценностей и даже надругательства над памятью миллионов людей.

Бесцеремонное, зачастую откровенно  издевательское отношение некоторых наших политиков к символике дня 9 Мая является типичным примером предпринимаемых сегодня маневров по искажению и очернению национальной истории.

Более всего беспокоит то, что по причине прямого воздействия на болевые точки исторической памяти и самосознания, развития антагонистических позиций по разным аспектам нашего прошлого растет тревожное разобщение в обществе, развивается враждебность по критериям  идентичности, все больше людей открыто демонстрируют нетерпимость и ненависть по отношению к тем, кто не разделяет их мнение.

Эти социальные феномены являются разрушительными по своей природе и подвергают риску не только баланс сил и интересов в обществе, но и лишают нас общей гражданской сплоченности, веры в будущее.

Не стоит сейчас говорить о том, кому, каким силам может быть выгодна такая пагубная ситуация. Важно то, что она совершенно не способствует последовательному и безусловно позитивному  развитию государства Республика Молдова.

Что следует предпринять в подобных условиях? В первую очередь, нам надо честно признать и свыкнуться с мыслью о том, что прошлое оставило нам нелегкое наследство, немало незаживших до сих пор ран и горестных воспоминаний, которые с легкостью можно разворошить.

Нам надо учитывать, что вместо одной истории мы имеем несколько «историй», ибо не существует у нас сегодня одной единственной «истины», общей и приемлемой для всех.

Очень надеюсь на то, что нам хватит силы воли, политической и гражданской зрелости и мудрости, чтобы принять эти реалии такими, какие они есть.

Исходя из вышеперечисленных условностей, становится ясно, что такие разные и конфликтующие между собой видения относительно прошлого не способствуют серьезному планированию будущего, не помогают в определении и консолидации единой государственной политики, потому что именно отсюда, от ретроспективно-фрагментарного подхода, исходят политическая нестабильность, ожесточенная борьба между политическими лагерями, несовместимость взглядов во внешней политике, сепаратизм, различные реваншистские течения, внутренние конфликты и т.д.

Находясь в такой ситуации, если мы не приступим к процессу национального примирения, если не найдем общие критерии, к которым бы все соотносились, если не предложим обществу четкие символы, близкие большинству населения и принятые им, то мы просто-напросто растратим себя и свою энергию в бесконечных спорах, потеряем драгоценное время и станем невольными (или вольными) соавторами грядущего краха молдавской государственности.

С чего же нам надо начинать, чтобы остановить процесс дальнейшего сползания страны и общества к такому трагическому финалу?

На мой взгляд (мне хочется верить, что это моё мнение разделяет большинство молдавских граждан, которые трезво смотрят на происходящие в стране события), одним из главных критериев, который мы должны выбрать как основу для нашего видения развития государства, должен быть критерий «сегодняшнего дня». Другими словами, в своих устремлениях в будущее мы должны отталкиваться от фактического настоящего Республики Молдова.

Конкретнее, я говорю о том, что мы должны руководствоваться, в первую очередь, именно теми психосоциальными характеристиками и представлениями, которые соотносятся с настоящим, а не теми, которые измышляются самозваными «трактовальщиками» прошлого.

Следует принимать во внимание реальные социально-политические показатели, которые демонстрируют нам различные опросы общественного мнения, переписи населения и статистические данные.

Необходимо учитывать и принимать как данность те параметры нашей идентичности, которые молдавское общество сегодня демонстрирует во всех своих проявлениях, потому что государство не может иметь какую-то иную идентичность, нежели ту, которая принята как таковая абсолютным большинством населения и является осознанной еще со времен самого зарождения государственности. Государство не может иметь другие тенденции развития, кроме тех, которые диктуют ему само общество, сам народ.

Рассмотренные с такой позиции, окружающая нас реальность, а перспективы будущего принимают определенные, понятные контуры.

Если прийти к общему знаменателю в вопросе о том, что настоящее должно иметь более весомое слово в наших определениях и в наших решениях, что в будущее мы можем идти, лишь шагнув именно из настоящего, а не из прошлого, что через призму сегодняшних реалий мы видим и понимаем себя яснее, чем через призму вчерашних и позавчерашних химер, то это позволит всем нам вместе приступить к консолидации общества и государства, действуя не как полностью разобщенные силы, а как ответственные элиты, пусть и конкурирующие между собой, но всё же ведомые единой идеей, единым видением перспектив.

Позволю себе предложить собственное понимание некоторых реалий сегодняшнего дня, а также пять тезисов, которые, как я уверен, могут быть рассмотрены как пять основополагающих принципов в стратегии развития Республики Молдовы, в построении и укреплении нашей государственности и общей идентичности.

Мы – молдаване

Мы были, остаемся и не перестанем быть молдаванами. Такова воля Божья. И эту Его волю мы должны принять. То, что мы  молдаване, является, на самом деле, той важной констатацией, которая наиболее сильно влияет на наше будущее. Это должно быть главным осознанным выбором в отношении нашей идентичности.
Не буду ссылаться на тексты летописцев и иные исторические свидетельства прошлого о нашей молдавской идентичности, ибо мы договорились ограничиваться реалиями «настоящего». А факты из «настоящего» на этот счет представляются очень даже четкими и измеримыми.

Республика Молдова – это государство, коренное население которого составляет 78% жителей. Из них, по данным переписи населения 2004 года, а также согласно ряду опросов общественного мнения, проведенных в 2009 и 2010 гг., румынами себя называют 2-5% населения. Остальные же, то есть абсолютное большинство коренного населения, считают себя молдаванами. Кроме того, более 60% из них заявили, что говорят на молдавском языке.

Мы можем бесконечно долго обсуждать и интерпретировать отдаленные, либо более близкие нам события нашей истории, но, несмотря на субъективизм одних и ожесточение во взглядах других, существует объективная реальность, имеется фактологически доказанное положение вещей, а также ясное и четкое понимание и представление нашего общества о себе, суть которого в том, что мы – молдаване. 

Такое общее восприятие и самоопределение коренного населения – нечто большее, чем просто социологическая констатация. Это доказательство того, что по социально-психологическим, личностным,  символическим, историческим и географическим признакам люди на Земле Молдавской ощущают себя как часть однородного сообщества, со своим  представительным именем и хорошо укоренившейся коллективной памятью.

И это сообщество, со своим именем и исторической памятью, формирует и определяет основу самого народа. В отсутствие же этого «фундамента», представленного именем, исчезнет и само понятие народа как такового.

Поэтому не принимать во внимание эти «тонкости», игнорировать эту реальность, пытаться осуществить демонтаж молдавской идентичности во всей ее многосложности - это нечто большее, чем непродуманный или злонамеренный жест. Это в полной мере преступление против народа.

Порой мы становимся свидетелями широкомасштабных по своему размаху попыток пренебрежения нашей национальной идентичностью, её целенаправленного унижения, попыток, которые могли бы показаться просто невероятными, если бы они не происходили на самом деле.

Посмотрите, что с нами творят. Население Молдовы, наши дети изучают «историю румын», то есть, историю не нашего, а соседнего государства и тех самых 2-5% граждан, которые связывают свою идентичность с этой страной.

Где еще в мире такое видано, в какой стране, на какой планете? Почему мы не изучаем Историю молдаван или Историю Молдовы, или, наконец,  Историю Республики Молдова?

Представьте себе, что украинцы изучали бы историю русских… Или палестинцы изучали бы историю евреев… Это что-то немыслимое! У нас же такое возможно. Спрашивается, почему, на каком основании и до каких пор?

Полиэтническое общество – молдавский народ

В Республике Молдова мирно сосуществуют более двадцати различных этносов. Все эти этносы являются частью единого организма молдавского народа.

В рамках своей общины каждый этнос имеет право и свободу на самоидентификацию,  право и свободу развивать свою культуру, традиции, язык, в том числе, в отношениях с другими этносами республики. 

У себя дома, в Молдове, мы можем идентифицировать и называть себя так, как нам хочется – молдаванами, русскими, украинцами и т.д.,  но за рубежом мы все – молдаване. По-другому и быть не может. В противном случае,  мы будем создавать впечатление не целостного, а расчлененного государства.

Все уважающие себя страны, все сильные государства имеют четкую национальную идентичность. Именно во многом благодаря определению единой государственной идентичности, эти страны и стали сильными и уважаемыми. Достаточно назвать Россию, Францию, Испанию, Польшу или весьма красноречивый пример  США -  полиэтническое и даже многорассовое государство, каждый гражданин которого, однако, находясь за пределами страны, называет себя американцем. Подобных примеров великое множество.

Нам же, гражданам Республики Молдова, пока не хватает этой солидарности по принципу национальности. До сих пор у нас не были развиты понятие и образ государственной идентичности. Но это неизбежно, если мы хотим формироваться как единый народ.

Важно осознавать, что мы все являемся частью одного - молдавского - народа и потому вполне естественно, чтобы мы все называли себя за пределами страны молдаванами. Молдаванами русского происхождения, молдаванами украинского происхождения, гагаузского, болгарского, польского и т.д., но молдаванами. И никак иначе.

Вызывает беспокойство, что некоторые наши граждане экспериментируют, и находясь за  границей, и пребывая в стране, с определением общего названия нашего народа. Называться «бессарабцем» или «румыном», или еще как-то иначе, значит,  вводить в заблуждение и собеседника, и самого себя.

Неприятно удивил меня и оставил горький осадок поступок одной известной молдавской певицы, проживающей в Румынии, которая, приехав к нам с выступлением и для получения почётного звания «народной артистки», сконфузила всех нас тем определением, который она дала народу, любимой артисткой которого стала. Добившись славы, исполняя песни для молдавского народа и в рамках молдавского государства, она со сцены назвала себя артисткой... «бессарабского народа».

Неужели следует стыдиться того, что называешь Родину и народ своим именем? Разве «Молдова», «молдаване» стали до такой степени заклейменными словами, что надо избегать их произносить? Отчего это? Кто это выдумал? Разве не является большим стыдом игнорирование и искажение нашего имени?

Молдавское государство

«Бессарабия – румынская земля», «Молдова – второе румынское государство», «Пруто-Днестровская территория» - эти и другие унизительные ярлыки, которые известные политические силы пытаются клеить на Республику Молдова,  являются, по сути, прямой атакой на её государственную идентичность. пренебрегают основными канонами политических отношений, будь то внутри страны или за её пределами.

Любая попытка «перекрестить» наше государство или народ не может быть интерпретирована иначе,  как очевидное нападение на нашу государственную самобытность и целостность.

А в любой уважающей себя стране подобного рода кампании были бы квалифицированы как «информационные войны» и недружественные жесты. У нас же, как это ни парадоксально и грустно, находятся политики и лидеры общественного мнения, которые гиперактивно занимаются продвижением подобных сомнительных «ценностей» и «истин», имеющих далеко идущие разрушительные последствия.

Если мы хотим развивать наше государство, придать ему истинное содержание и значение, а не превращать его в периферийную зону какого-то соседнего государства, мы должны укреплять нашу государственную идентичность и консолидироваться вокруг нее, а не разжижать и ослаблять ее.

Мы – молдаване, говорим на молдавском языке (это термин исторический, а не политический), живем в молдавском государстве. Это наше настоящее, и только исходя из параметров этого настоящего, мы можем рассчитывать на то, что у нас будет и общее будущее, как у государства и народа.

Нейтральное  государство  между  Востоком  и  Западом

Республика Молдова является государством, которое находится на стыке сфер влияния Востока и Запада.

Такое геополитическое расположение являлось для нас и преимуществом, но, в то же время, на определенных исторических этапах, было и в ущерб размеренному развитию.

Мы не можем изменить своё географическое положение, но в нашей силе изменить политику управления своей страной.

При реалистичном, взвешенном и тактичном подходе к внешней политике, Молдова может стать контактной зоной для различных государств - территорией, на которой будут пересекаться интересы, в первую очередь экономические, и стран-соседей,  и наших дальних партнеров.

Следует подчеркнуть, что мы находимся в благоприятном положении, которое позволяет нам найти пути сближения между Евросоюзом и СНГ, представляющие взаимный интерес, и эта цель должна стать основополагающей во всей нашей внешней политике.

В то же время, мы должны понять, что не сможем претендовать на доверие со стороны Запада и Востока, если наша страна потеряет нейтралитет, став частью какого-либо военного блока.

Для нас приоритетными являются социально-экономические и культурные цели, а также те отношения, которые способствуют росту социальной сплоченности и  целостности государства.

Не стоит также забывать, что на успешное разрешение приднестровского конфликта можно надеяться только в рамках независимого и нейтрального государства.

В то же время, вспомним, что, согласно данным Социально-политического барометра, подготовленного в нынешнем году компанией IMAS-INC, только 19% населения Молдовы проголосовало бы за присоединение страны к военному блоку НАТО.

А, согласно данным опроса Барометра общественного мнения, проведенного в мае, с интеграцией Молдовы в военный блок согласились бы только 22% граждан страны.

Если отнестись с вниманием ко всем этим аргументам экономического, геополитического и социального плана, то неизбежно приходим к выводу, что в долгосрочной перспективе Республика Молдова может добиться своих целей только на базе добрых отношений со странами СНГ и ЕС, сохраняя нейтралитет и исходя исключительно из внутренних мажоритарных социально-психологических настроений.

Целостность через социальную толерантность

Выше мною уже был отмечен факт сосуществования на сравнительно небольшой территории нашей страны довольно большого количества различных этносов.

Эти этнографические реалии налагают на молдавских политиков большую ответственность и требуют от них максимального такта, в том числе,  в манере выражения своих взглядов и поведения.

Независимо от политических взглядов, идеологических устремлений или личных симпатий, любое высокопоставленное лицо в Молдове обязано, именно обязано, ставить превыше всего национальный интерес, который состоит в обеспечении социального комфорта для всех граждан нашей страны. 

Это подразумевает неприемлемость разного рода попыток искажения национальной идентичности нашего государства и народа, отказ от выдвижения «исторических» обвинений, соблюдение прав и свобод этнических меньшинств.

Ведь только так, путем взаимных договоренностей, последовательных уступок и компромиссов, шаг за шагом, возможно создание гражданской нации, которая добавит еще больше прочности и уверенности молдавской государственности.

Всякий же,  кто ведёт себя бестактно и безответственно в отношении нацменьшинств, создает прямые предпосылки для внутренних волнений и разлада в обществе и стране.

Очень надеюсь, что вменяемые политики, которых, хочется верить, все-таки большинство, понимают, что Молдову может сохранить в целостности только политика единства и толерантности, но ни в коем случае не риторика ненависти и разобщения.

Республика Молдова, на мой взгляд, может реализоваться как современное и крепкое государство, только имея в основе своей все эти пять вышеизложенных принципов.

При их комплексной функциональности мы сможем уверенно строить общее будущее, закладывая его основы на многие десятилетия вперед.

При отсутствии же хотя бы одного из этих основополагающих элементов  мы потерпим крах как государство. А там, где крах государства, там и крах  каждого  по отдельности и  всех нас вместе взятых, как народа и нации.