Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейская комиссия лечит Польшу от навязчивых идей

© РИА Новостигаз
газ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зацикленность политиков на теме газа тем более удивительна, что с точки зрения поставок сырья мы более самодостаточны, чем многие другие европейские страны. У нас довольно большие объемы собственной добычи. Однако с навязчивыми идеями справиться мы не можем. Нам нужен хороший доктор, и эту роль взяла на себя Европейская комиссия.

Не один десяток лет очередные польские правительства пытаются обеспечить Польше газовую безопасность, немало политиков построило себе карьеру на громких сетованиях по поводу отсутствия этой безопасности. Нам "угрожает" Газпром, который, впрочем, ни разу не прерывал поставок в Польшу, хотя несколько раз осложнения возникали из-за транзитных стран. Еще сильнее нам "угрожает" страшный газопровод, который россияне и немцы прокладывают по дну Балтийского моря, чтобы миновать транзитные страны: министр иностранных дел Сикорский (Radosław Sikorski) назвал его новым пактом Молотова-Риббентропа. Польская дипломатия и при правительстве Ярослава Качиньского, и при Дональде Туске прилагала гигантские и безрезультатные усилия к тому, чтобы не допустить строительства этого газопровода, а часть общественности убеждена, что балтийская труба действительно угрожает независимости Польши.

Не один год мы вели переговоры о поставках газа с Норвегией, правительство Качиньского планировало строительство трубы, которая бы связала Польшу с Северным морем. Не знаю, актуальны ли еще эти планы. Правительство Туска собирается потратить миллиарды злотых на строительство газового порта, оно заключило долгосрочный контракт на поставки сжиженного газа с Катаром, согласившись на чудовищно высокие цены. Наконец, Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak) добился выработки нового долгосрочного договора с Газпромом (который вроде бы нам "угрожает"), а тем временем страны Европейского Союза ограничивают потребление российского газа и предпочитают покупать более дешевый газ, избыток которого образовался на рынке.

И все это, ясное дело, делается ради газовой безопасности Польши.

Зацикленность политиков на теме газа тем более удивительна, что с точки зрения поставок сырья мы более самодостаточны, чем многие другие европейские страны. У нас довольно большие объемы собственной добычи. Однако с навязчивыми идеями справиться мы не можем. Нам нужен хороший доктор, и эту роль взяла на себя Европейская комиссия.

В письме, адресованном польскому правительству, она обвинила Польшу в нарушении правил Евросоюза, касающихся рынка газа, и призвала открыть "третьим сторонам" (например, европейским концернам) доступ к газопроводу "Ямал", по которому газ мог бы поступать в обе стороны, т.е. также и из Германии в Польшу.

"Создание хорошо функционирующего, упорядоченного, прозрачного, связанного соединительными трубопроводами рынка имеет ключевое значение для обеспечения конкурентности и безопасности поставок", - объясняет Еврокомиссия польским политикам.

Я уже давно пишу в Gazeta Wyborcza о том же самом. Я призывал к открытию "Ямала" для конкурентов и к поиску газовой безопасности на европейских рынках, а не в экзотических контрактах. Глава польского нефтегазового концерна PGNiG и министры, с которыми я разговаривал, крутили пальцем у виска. "Ведь по Ямальскому газопроводу идет российский газ, как же кто-то другой может доставлять по нему газ?" - говорили они, смотря на меня, как на бестолкового ребенка.

Теперь, когда Еврокомиссия требует открыть для конкуренции "Ямал" и польский газовый  рынок, правительству в конце концов придется реагировать. Однако у него завалялась неприятная вещь – составленный, но неподписанный договор с Газпромом. Возможно, именно он так возмутил Комиссию, что она решила твердо напомнить Польше, что больше не будет терпеть нарушения директив Евросоюза. Туск, пару месяцев назад назвавший договор с Газпромом "переговорным успехом", оказался в глупой ситуации. Интересно, как он из нее выпутается.