Президент Латвии Валдис Затлерс попал как кур во щи. В четверг Белорусское телевидение покажет интервью, которое он дал незадолго до Янова дня (24 июня). Оно довольно простое и миролюбивое. Интервью президента ведущему телеканалу другой страны на самом деле не является чем-то особенным, беда в том, что обстоятельства сложились особые. Уже несколько недель длится то, что в публичном пространстве называют российско-белорусской информационной войной.
Личные отношения лидеров обоих государств никогда не были поистине хорошими, в особенности это относится к демонстрируемому в последние годы белорусским «батькой» Александром Лукашенко и премьером России Владимиром Путиным «переругиванию». Оба достаточно жестки, оба привыкли добиваться своего. Весовые категории разные, однако у Лукашенко хорошая политическая интуиция, и это помогало сохранять равновесие.
Ухудшение отношений двух стран обусловлено как политическими, так и экономическими причинами. Бросается в глаза нежелание Белоруссии признавать политическую независимость Абхазии и Южной Осетии. Россия ждет этого уже почти два года, и, думается, так и не дождется, поскольку в таком случае Белоруссия потеряет всякие надежды на улучшение отношений с Европейским союзом и Америкой. Экономические противоречия вытекают из того, что Россия все время – так или иначе - поддерживала, по сути, социалистическую экономику Белоруссии, но не получила взамен покорности.
«Войну» начала Россия, показав несколько недель назад на одном из государственных телеканалов документальный фильм с примечательным - названием «Крестный батька». В нем нет лжи, но он преподнесен так, что Лукашенко фактически «размазан по стенке». Можно подумать, что об осужденных на международном уровне проступках Лукашенко Россия узнала только этим летом.
Как великий актер, Лукашенко выдержал длинную паузу и потом выложил на стол свой козырь - интервью с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Темпераментный Саакашвили говорил необычно спокойно, теплым словом упомянул русских и добавил, что не может понять, «чего они хотят». Эти «они» - кремлевский тандем. Эффект взорвавшейся бомбы от интервью определен не его содержанием, а личностью интервьюируемого. И Путин, и президент Дмитрий Медведев не раз заявляли: пока в Грузии у власти будет Саакашвили, отношения с этой страной останутся неизменно плохими. Лукашенко хорошо просчитал контрудар.
Тандем ответил в минувшую пятницу. Другой российский телеканал продемонстрировал документальный фильм «Крестный батька-2». Он в большей мере повторял первый фильм (фактов не прибавилось): кадры смонтированы в другой последовательности, отличается текст. Однако есть некий нюанс с довольно устрашающим оттенком: кадры, на которых видны недавние кровавые беспорядки в Киргизии. Это, разумеется, можно интерпретировать по-разному, но на то, когда просто грозят пальцем, непохоже.
Таков фон, на котором объявлено интервью Затлерса Белорусскому телевидению. В российском медийном пространстве уже бродит анонимная якобы полученная из Минска весть, что «в четверг будет представлено видение о демократии и защите от «имперских устремлений» такой республики, в которой неонацизм стал краеугольным камнем государственной идеологии». Тот же анонимный источник заявил: «белорусская трибуна будет предоставлена всем антироссийски настроенным президентам постсоветских республик». Похоже, источник находится не в Минске, а в другом – большем и построенным дальше к востоку городе.
Конечно, можно попытаться не допускать появления интервью, но такие попытки почти наверняка окажутся безуспешными. Лукашенко в конфликте с Москвой нужна «моральная поддержка» других государств, и интервью Затлерса, словно мед на уста. Независимо от содержания.
Наверное, дипломатам нужно будет поработать, чтобы Россия не включила интервью в список «недружественных жестов». Еще можно удивиться тому, что перед интервью никто не поинтересовался, когда белорусские телезрители смогут лицезреть президента соседней страны. Как бы там ни было, но президент Латвии попался – стал инструментом информационной войнушки двух соседних стран.
Перевод: Лариса Дереча