Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ангела Меркель: Переговоры с Путиным были острее, чем теперь с Медведевым

© POOL / Перейти в фотобанкДмитрий и Светлана Медведевы на приеме от имени премьер-министра Канады в честь глав государств и правительств G20
Дмитрий и Светлана Медведевы на приеме от имени премьер-министра Канады в честь глав государств и правительств G20
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По сложившейся традиции, перед уходом в летний отпуск канцлер ФРГ заходит в берлинский Дом печати и отвечает на вопросы столичных журналистов. Ангела Меркель терпеливо отвечала полтора часа.

По сложившейся традиции, перед уходом в летний отпуск канцлер ФРГ заходит в берлинский Дом печати и отвечает на вопросы столичных журналистов. Ангела Меркель терпеливо отвечала полтора часа.
 
Зал пресс-конференций в берлинском Доме печати, где сосредоточены журналисты, аккредитованные при правительстве и парламенте ФРГ, в летний период обычно полупуст. В среду, 21 июля, зал был забит до отказа. По традиции, заведенной еще ее предшественником, Ангела Меркель (Angela Merkel) перед уходом в летний отпуск пришла пообщаться со столичным пресс-пулом и удовлетворить его любопытство. Вопросы можно было задавать на любые темы.

Промежуточный итог

Ангела Меркель была одета в этот раз неброско, но элегантно. Вместо обычных пиджаков ядовитых цветов - кремовый, почти белый блейзер к черным, несмотря на жару, брюкам.

В компактном вступительном слове Меркель подвела промежуточный итог работы ее коалиционного правительства, сформированного из консерваторов и либералов по итогам выборов в сентябре прошлого года. Сама она, как и следовало ожидать от главы кабинета министров, довольна сделанным, хотя начинать пришлось в условиях острейшего финансового и экономического кризиса.

Но, несмотря на крайне неблагоприятные исходные позиции и болезненный спад производства в прошлом году, в 2010-м дело пошло на поправку. Начавшийся экономический подъем в Германии Меркель назвала "весьма сильным", хотя и не до конца устойчивым. Как бы то ни было, опыт преодоления глобального кризиса и его последствий, по ее словам, доказал, во-первых, дееспособность немецкого государства и правительства, во-вторых, эффективность немецкой модели социальной рыночной экономики, предусматривающей тесное взаимодействие трудящихся, предпринимателей и политической элиты, что, в-третьих, снискало заслуженное признание на мировой арене. В этом Ангелу Меркель лично заверили во время ее недавних визитов в Россию, Китай и Казахстан.

Канцлер убеждена, что правительство ФРГ приняло и реализовало правильные решения, которые объясняют, например, "чудо" на немецком рынке труда: уровень безработицы в Германии сегодня ниже, чем до кризиса, в том числе, молодежной безработицы, которая в некоторых европейских странах достигает 40 процентов.

Немецкого избирателя, однако, достижения консервативно-либерального правительства не впечатляют. Совсем наоборот. Он выставляет правящей коалиции неудовлетворительную оценку и, если бы всеобщие парламентские выборы проходили в ближайшее воскресенье, отдал бы предпочтение оппозиционному союзу социал-демократов и "зеленых". По последнему опросу, рейтинг коалиции консервативного блока ХДС/ХСС и либеральной СвДП - всего 34 процента, у СДПГ с "зелеными" - 47, то есть фактически абсолютное большинство в бундестаге.

Из планов на будущее

Тем не менее, Ангела Меркель настроена оптимистично, в отставку, как поступили некоторые ее ближайшие соратники, не собирается и полна деятельной энергии. В повестке дня на ближайшие восемь месяцев - конкретная реализации самой радикальной в истории ФРГ программы оздоровления государственных финансов, реформа системы здравоохранения, выработка долгосрочной энергетической стратегии, включая сроки использования "переходной", по словам канцлера, ядерной энергетики, перерасчет социальных пособий для детей из семей, живущих на государственное вспомоществование, продолжение процесса "большой двадцатки" с попыткой настоять на немецкой позиции на ее осеннем заседании в Сеуле.

Предстоит также армейская реформа, о которой канцлера расспрашивали особенно подробно. Речь, в частности, идет о возможной отмене или "замораживании" всеобщей воинской повинности и переходе к добровольному принципу формирования вооруженных сил ФРГ. Канцлер отвечала уклончиво: важно для начала понять, какая армия Германии вообще нужна в ХХI веке, что или кто угрожает ее безопасности, каким должен быть немецкий вклад в международные миротворческие усилия. Только ответив на эти вопросы, можно решать, как достичь поставленных целей с наименьшими финансовыми издержками, оставить призыв или сделать бундесвер профессиональной армией.

В любом случае, однако, Ангела Меркель не считает целесообразным исключать из конституции страны всеобщую воинскую повинность. "Через 10, 20 или 30 лет ситуация в сфере безопасности ведь может измениться, - предупредила Меркель, - и нам снова придется обеспечивать оборону территории, для которой нужна массовая армия. На сегодня такой вариант развития событий не представляется реальным, но исключать его нельзя".

Канцлер о России

Внешнеполитические темы играли, скорее, второстепенную роль на предотпускной пресс-конференции канцлера ФРГ. Немножко об отношениях с США и партнерами по Евросоюзу, о конфликте на Ближнем Востоке, об иранской ядерной программе, положении в Китае.

Коллега из Японии обратил внимание на недавние поездки Ангелы Меркель в Россию и Китай и поинтересовался, не становятся ли эти страны для Германии более важные, чем ее традиционные западные союзники, не сместился ли внешнеполитический фокус Берлина на восток. Нет, нет, успокоила японского журналиста канцлер ФРГ, "трансатлантическая общность ценностей по-прежнему непоколебима". При всей экономической важности России и Китая для Германии, заверила Ангела Меркель, она всякий раз обращает внимание своих собеседников в этих странах на проблемы прав человека. "Тем не менее, - добавила она, - в наших интересах принять участие, например, в программе модернизации России".

А с кем ей легче и удобнее иметь дело - с действующим президентом России, с которым Меркель встречается в последние месяцы весьма регулярно, или его предшественником? Отвечая на этот вопрос Deutsche Welle, канцлер дипломатично заметила, что, учитывая важность России для Германии, ей хочется иметь хорошие отношения и с президентом, и с премьер-министром. Что же касается лично Дмитрия Медведева, то его - помимо переговоров на различных международных встречах - Ангела Меркель недавно приглашала и в свою правительственную резиденцию Мезеберг, потому что считает важным без спешки несколько часов поговорить с ним о различных внешне- и внутриполитических проблемах.

"С Владимиром Путиным тоже было такое сотрудничество, - заявила Меркель. - И хотя, быть может, переговоры с ним выглядели более острыми и спорными, нам всегда удавалось найти решения". 

Ангела Меркель воздержалась от личностной оценки высших российских руководителей, но вместе с тем заявила о своей готовности по мере сил поддержать взятый президентом Медведевым курс на модернизацию России, диверсификацию ее экономики с отказом от ставки исключительно на природные ресурсы.