Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Косовские сербы не признают правительство Приштины

Международный суд в Гааге вынесет в этот четверг свой вердикт о независимости региона

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМиротворцы на улицах города Косовска-Митровица
Миротворцы на улицах города Косовска-Митровица
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хрупкость правительственных коалиций в Белграде не дает президенту возможности сойти с нынешней линии отрицания независимости Косово. Тем не менее, многие сербские руководители допускают в частной беседе возможность раздела Косово. Анклав в Митровице (север города и деревни, рассеянные вплоть до собственно сербской границы) должен отойти к Сербии, которая в свою очередь может отдать Косово албанские деревни в Прешевской долине на юге страны.

В Косовской Митровице, небольшом сербском анклаве на севере Косово, поэтическое и возвышенное можно встретить лишь в названиях улиц. Так, центральная поладь города носит имя Шумадии, красивейшей области в центральной части Сербии. С этим гордым названием, однако, совершенно не вяжутся выстроившиеся вокруг многоквартирные дома 70-х годов, давно потерявшие тот новаторский архитектурный облик, который был у них в день торжественного открытия в эпоху Югославии Тито, когда страна еще могла эффективно использовать расположенные в регионе месторождения меди. Последние же 20 лет в местном бюджете нет ни копейки денег на ремонт муниципального жилья. Лучший отель-ресторан города (приблизительно соответствует нашей одно- или двухзвездочной гостинице) безо всяких изысков называется Pizzeria Number One, что без сомнения объясняется желанием привлечь кого-нибудь из полутора тысяч далеко не бедных солдат из контингента ЕС на севере Косово. Здесь, как и в расположенной на севере Сербии, за все расплачиваются динарами. Хотя коммерсанты, конечно, еще не сошли с ума, чтобы отказываться от забредающих сюда редких евро.

Экономический маразм


В кафе на площади Шумадии, где сидят в основном пенсионеры и юные и не очень безработные, разговор идет прежде всего о проблемах экономики. Работа на местных шахтах практически остановилась за неимением оборудования и политической стабильности. Касаются эти трудности как самого анклава, так и всей территории Косово, которой управляет из Приштины албанское правительство во главе с бывшим лидером Армии освобождения Косово Хашимом Тачи (в 1999 году это сепаратистское движение смогло одержать верх над сербами благодаря военному вмешательству НАТО). У региона просто нет какого-либо экономического будущего в краткосрочной или среднесрочной перспективе. При первой же возможности талантливые молодые сербы уезжают на учебу в Белград. Там они знакомятся с совершенно иным качеством жизни и не хотят возвращаться на северный берег реки Ибар, чтобы вновь прозябать здесь в соседстве с куда более многочисленным албанским населением (60 000 албанцев на южном берегу реки против 20 000 сербов на северном – ситуация осталась неизменной со времен этнических чисток 1999-2004 годов).

Прейдя к такому малоутешительному выводу, можно, наконец, поговорить о политике. Теперь голоса становятся громче, а в глазах зажигается огонь. Ведь сербы Косовской Митровицы считают себя несокрушимыми галлами. "Если албанцы снова на нас нападут, с молчаливого согласия европейской полиции или без него, то их ждут очень неприятные сюрпризы", бушует Йован, высокий и худощавый молодой человек с иссиня-черными волосами, который сидит без работы после получения диплома по сербской литературе и цивилизации в местном университете. 2 июля этого года группа из 600 сербов устроила на севере года акцию протеста против поддержанного европейским союзом проекта открытия бюро приштинского правительства для тех немногочисленных албанцев, что проживают на северном берегу Ибара. В толпе взорвалась граната (ее без сомнения бросил один из албанских экстремистов), в результате чего один человек (сербский врач) погиб и еще одиннадцать были ранены.  

Йован и его друзья говорят, что готовы бороться до конца, чтобы отстоять свой сербский анклав, подчеркивая, что у каждого человека есть здесь "калашников" в подвале. Что это, типично сербская смесь храбрости и непримиримости? Может быть. Однако при всем этом они прекрасно знают, что натовские солдаты до сих пор всегда стояли на пути нашествия албанцев на север Митровицы (хотя в антисербский погром в южной части города 17 марта 2004 года и смог застать их врасплох).

"Мы никогда не примем другого правительства кроме Белграда, - продолжает Йован. - Косово – это Сербия, и так называемое приштинское правительство абсолютно незаконно, что бы там ни говорили американцы и их европейские прихвостни, которые никогда ничего не понимали на Балканах. И неважно, что там скажет этот гаагский суд!"

Раздел Косово

22 июля Международный суд в Гааге должен вынести заключение по вопросу принадлежности Косово. Рассмотрение этого дела началось после принятия 8 октября 2008 года соответствующей резолюции Генеральной ассамблеей ООН, которая была созвана по инициативе правительства Бориса Тадича. Официально Белград громко говорил о своем возмущении односторонним провозглашением независимости Косово в феврале 2008 года и последовавшими за ней дипломатическими признаниями стран Европы и НАТО (за исключением Испании, которую серьезно беспокоит баскский вопрос). В действительности же Борис Тадич прекрасно понимает, что у Сербии больше нет военных, финансовых и дипломатических возможностей контролировать Косово. Потеря этой провинции (колыбель сербской православной церкви в Средние века, о чем свидетельствуют находящиеся под охраной солдат НАТО великолепные монастыри) глубоко опечалила Тадича, но прагматичный президент прекрасно понимает, что нельзя переделать историю, пусть даже она и кажется ему совершенно несправедливой. Дав начало длительному процессу обсуждения этого дела в гаагском суде, Борис Тадич выиграл время для того, чтобы поумерить страсти вокруг этой животрепещущей для многих проблемы и перейти к решению других задач. Кроме того, он добился для граждан своей страны отмены визового режима с Европой.

Хрупкость правительственных коалиций в Белграде не дает президенту возможности сойти с нынешней линии отрицания независимости Косово. Тем не менее, многие сербские руководители допускают в частной беседе возможность раздела  Косово. Анклав в Митровице (север города и деревни, рассеянные вплоть до собственно сербской границы) должен отойти к Сербии, которая в свою очередь может отдать Косово албанские деревни в Прешевской долине на юге страны.