Перед вами статья командира батальона Юга Эскера (Hugues Esquerre) из Межвойскового оборонного колледжа на тему "Афганистан: наркотики и война", которую мы публикуем по собственной инициативе.
В этом году, как и в предыдущие годы, афганский героин и марихуана снова унесут больше жизней, чем боевые действия в Афганистане. При этом в обоих случаях нам приходится иметь дело с одним противником: вооруженными афганскими группировками. В настоящее время производство афганского опиумного мака дает 93% всего мирового героина и составляет 70% местного ВВП. Эта манна также является основным источником финансирования того самого конфликта, который международная коалиция под эгидой НАТО безуспешно пытается решить вот уже девять лет.
Непредвиденным побочным эффектом международного вмешательства стало сближение боровшихся ранее друг с другом группировок: наркоторговцев и талибов. Вторые казнили первых, когда сами находились у власти. Сегодня же немалая часть прибыли от наркотрафика идет на финансирование боевиков (покупку оружия, вербовку новых членов и взятки чиновникам). Талибы стали участвовать в транспортировке наркотиков или договорились об охране необходимых для процветания этого бизнеса зон. В свою очередь наркоторговцы, сами все как один преступники, начали играть ощутимую роль в вооруженном восстании против международных сил, приход которых значительно осложнил их деятельность.
Кроме того, задействованные в наркотрафике суммы так велики (особенно по сравнению с состоянием финансов и средними зарплатами в стране), что коррупция стала здесь хронической и неизлечимой. И эта ситуация не дает создать необходимые условия для передачи афганским чиновникам всей полноты власти и ответственности с целью дальнейшего вывода из республики всех иностранных войск.
В этой связи некоторые страны коалиции решили по отдельности начать борьбу с посевами опиума. Результат оказался плачевным. США приступили к систематическому уничтожению полей, разоряя крестьян и их семьи. Ущерб для сети наркоторговцев был минимальным, тогда как отношение населения к союзным войскам значительно ухудшилось. Британцы попытались закупать у крестьян опиум по более высокой цене, но это лишь привело к увеличению площадей посадок. Вызывает немалое беспокойство и отсутствие общей политической линии на международном уровне, так как оно препятствует применению единственного эффективного в долгосрочной перспективе метода, который уже, кстати, показал хорошие результаты в Колумбии: субсидированное распространение заместительной сельскохозяйственной культуры.
Для окончательной победы над опиумным маком, нужно заменить его на другие продовольственные культуры без ущерба для доходов крестьян и их безопасности. Стране необходима международная программа субсидий с учетом тех условий, которые в свое время позволили сельскому хозяйству Афганистана достичь уровня продовольственной независимости. Этот план должен быть рассчитан на относительно долгий период времени с тем, чтобы искоренить маковую "привычку" и постепенно сокращать объем финансовой помощи, которая на начальном этапе должна послужить гарантом сохранения доходов производителей. Для успешной реализации программы также необходимо создание соответствующего денежного фонда и руководящего органа, который бы осуществлял контроль в сотрудничестве с афганским правительством.
Чтобы достичь этой цели и приблизиться таким образом к выходу из кризиса, международному сообществу нужно продемонстрировать более твердый и последовательный подход к данной проблеме и принять тот факт, что решить ее в ближайшее время вряд ли возможно. В этой связи оно должно справиться с колебаниями и страхами отдельных стран. Что касается военных, они могут лишь выиграть всем еще немного времени, так как ни о какой стабилизации в стране не может быть и речи без ощутимых результатов на всех уровнях борьбы с наркобизнесом.