Российская авиастроительная компания Superjet заключила в среду контракт на поставку 30 самолетов на сумму 900 миллионов долларов. В этом году авиасалон в Фарнборо оказался для нее особенно удачным, благодаря запоздалому интересу который зарубежные покупатели проявили к ее пассажирскому самолету.
Superjet 100, выпуск которого долго откладывался, станет первым пассажирским самолетом, построенным в России после распада Советского Союза. Он попытается соперничать в секторе региональных авиаперевозок с лидерами рынка - Boeing и Airbus.
Компания Superjet контролируется российской компанией «Сухой» (которая в свою очередь контролируется государством), но 25 процентов ее акций принадлежат итальянской фирме Finmeccanica. За первые три дня авиасалона она получила 60 твердых заказов. Таким образом, а общей сложности число твердых заказов на Superjet 100 дошло до 161.
Последний контракт на сумму 900 миллионов долларов был заключен с бермудской лизинговой компанией Pearl, которая должна получить заказанные 30 самолетов в следующем году. Этому предшествовал еще один контракт – индонезийская авиакомпания Kartika в понедельник тоже заказала 30 самолетов на сумму 951 миллион долларов.
В этом году на авиасалоне в Фарнборо успех имели в основном коммерческие самолеты. Отрасль восстанавливается после двухлетнего затишья на рынке, вызванного спадом в мировой экономике.
«Это укрепляет наши позиции»
Superjet 100, самолет среднего размера, совершил первый полет в мае 2008 года, однако сроки поставок несколько раз переносились, и первые самолеты должны будут поступить заказчикам только в конце этого года. Во всяком случае, именно об этом сроке говорил на авиасалоне генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян.
Вначале изрядная часть заказов на Superjet 100 предсказуемым образом приходилась на долю российской государственной авиакомпании «Аэрофлот». Ранее в этом месяце премьер-министр Владимир Путин публично убеждал генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева покупать больше самолетов российского производства.
«Аэрофлот» заказал 30 из 100 самолетов, на которые были заключены контракты до Фарнборо. Еще 30 заказала венгерская авиакомпания Malev, однако интернациональный состав покупателей с авиасалона позволяет проекту, наконец, выйти за пределы Восточной Европы.
«Соглашение с международной лизинговой компанией (Pearl) доказывает качество наших самолетов и дополнительно укрепляет наши позиции на рынке», - подчеркивает генеральный директор компании Superjet Алессандро Францони (Alessandro Franzoni).
На авиасалоне было заказано еще 49 Superjet 100. В частности, 24 самолета, возможно, закажет таиландская Orient Thai Airlines, однако здесь речь идет либо о «мягких контрактах», либо о переговорах на стадии меморандумов о взаимопонимании.
Кроме этого авиакомпания «Газпромавиа», принадлежащая российской газовой компании-монополисту «Газпром», заявила, что она подписала соглашение о намерении приобрести 10 Superjet 100. При этом цену авиакомпания в своем заявлении не указала.
Российская «Объединенная авиастроительная корпорация» также заявила, что ее дочернее предприятие - компания «Иркут» - также заключило с малайской фирмой Crecom контракт на поставку 50 пассажирских самолетов MC-21.