У Хашима Тачи выдался хороший день. Бывший командир боевиков, а ныне — премьер-министр Косова сегодня узнал, что провозглашение его страной независимости в 2008-м году было законным. Международный суд в Гааге — самый солидный суд в мире — огласил долгожданное решение сегодня утром, и премьер со свитой смотрели прямую трансляцию в Вашингтоне. По словам присутствовавшего при этом министра, несколько раз они начинали аплодировать. Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как благодаря бомбардировкам НАТО населённая преимущественно албанцами провинция была освобождена от сербского владычества, и теперь Косово наконец избавляется от мучительного статуса протектората ООН под охраной НАТО.
Сегодня днём Тачи вместе с министрами праздновали в переполненном вестибюле гостиницы Mayflower. Вокруг маячила охрана, а министры обменивались рукопожатиями, принимали поздравления по телефону и общались с официальными лицами, наблюдавшими за реакцией населения страны. Миротворцы НАТО подготовились к возможным вспышкам насилия в областях провинции с преобладанием сербского населения, но, как следует из сообщений, в сербских районах новости восприняли спокойно.
Присутствие Тачи в Вашингтоне в этот ключевой момент не было случайностью.
Министрам косовского правительства надо было уладить некоторые вопросы с Международным валютным фондом и Всемирным банком, а премьеру явно было просто приятно находиться в столице сильнейшей из поддерживающих его стран в тот момент, когда было оглашено решение суда и внимание мировой общественности, пусть ненадолго, было обращено на его уголок балканского региона. Вчера Тачи встречался с вице-президентом Джо Байденом, а утром вместе с активистами поддержки Косова молился и завтракал на Капитолии.
Решением за номером 10-3 суд постановил, что одностороннее провозглашение Косовом независимости не было нарушением международного права, и это был редкий случай, когда к этому вечно сонному юридическому учреждению, расположенному в Гааге, приковано всеобщее внимание, хотя, как полагают некоторые наблюдатели, скоро оно будет никому не нужно. Как бы то ни было, однако, очень немногие страны соглашаются со всеми решениями этого суда. К тому же самих решений им принято не так много, и авторитет суда оспаривают такие новомодные институты, как Международный уголовный суд и Всемирная торговая организация, имеющая собственную юридическую систему для разрешения торговых споров. А когда дело-таки доходит до Международного суда, решения зачастую приходится ждать годами. Так, обратившаяся по поводу совершения Сербией геноцида Босния была вынуждена ждать окончательного решения тринадцать лет. Так что живость движений Международному суду не свойственна, и неудивительно, что веб-сайт его сегодня рухнул под наплывом посетителей.
На самом деле от решения Международного суда зависело меньше, чем может показаться. Косово де-факто — независимое государство, и никаким решением никакого суда этого не отменить (к тому же решение гаагских юристов всё равно носило рекомендательный характер и никого ни к чему не обязывало). Сербия может гневаться сколько угодно, но физически поставить под угрозу положение Косово всё равно не захочет. Войска НАТО всё ещё патрулируют спорную провинцию; Сербия же питает желание вступить в Евросоюз, а в Евросоюзе косо посмотрят на любые агрессивные движения. Скорее всего, большая часть сербских политиков сейчас вздохнула свободно, пусть и тайком. Ведь если бы было принято решение, ставящее независимость Косова под вопрос, им пришлось бы встать в националистическую позу, а теперь они имеют возможность обойти этот вопрос, который всё равно мешает им вступать в ЕС.
Главное, для чего имело значение решение суда, — это «игра в признания». Косово признали уже более шестидесяти стран, но множество других заняли выжидательную позицию. Сегодняшнее решение Международного суда, вероятно, подтолкнёт многие из этих стран к тому, чтобы начать выстраивать свои отношения с Косово, что упростит его дипломатическое, торговое и экономическое развитие.
«Сейчас ни у одной страны нет причин не признавать Косово», — сказал Тачи, общаясь со мной сегодня. А его министр финансов демонстративно проверил электронную почту — не пришло ли уведомлениние о признании ещё откуда-нибудь.
Сейчас главный вопрос — это то, какие последствия решение будет иметь для сецессионистских элементов в странах мира. До вынесения решения Сербия, как и её союзница Россия, зачастую рисовала парад кошмарных историй, который начнётся после признания независимости Косова, а закончится лихорадочным разделом государств мира. Страхи эти, конечно, преувеличены, но кое-кого из сепаратистов это, возможно, и ободрит.
Но если они не дураки, то моментом не воспользуются. Как свидетельствует приезд Тачи в Вашингтон, командир боевиков превратился в премьер-министра не благодаря действию международного права, а благодаря силе сверхдержавы. Те повстанцы, у кого нет таких сильных друзей, не будут столь удачливы, что бы ни говорили юристы в Гааге.