Люди делились на «своих» и «чужих» с незапамятных времен. Большинство верующих людей считает причиной тому гордыню строителей Вавилонской башни, сторонники теории Дарвина то обстоятельство, что их предки неодинаково мычали при выходе из пещеры. Впрочем, кто из них прав, а кто нет, для наших размышлений на заданную тему не имеет принципиального значения. Проблемы этнических меньшинств существуют во всем мире и от этого факта трудно отмахнуться.
Сказать, что данная проблема стара как мир, это ничего не сказать. Вместе с тем, обострение так называемого «национального вопроса» напрямую связано с появлением национальных государств. Конечно, и во время монархий существовали титульные этносы и этнические меньшинства. Однако, все жители были подданными одного монарха, независимо от того на каком языке они говорили и как молились Создателю. Положение изменилось после того, как «освященная Богом власть» совсем не оказалась таковой. Границы, изрезавшие старые империи всегда были «несправедливыми», но увы, иначе быть не могло.
Иосиф Сталин с молодости считался крупным специалистом по данной теме, как говорил о нем будущий вождь мирового пролетариата – замечательный грузин, пишущий о национальном вопросе. Действительно, его вклад в теорию возникновения и развития наций сложно переоценить, и будь он академическим ученым, наверняка его теория заняла бы достойное место в науке. Однако, у Кобы были несколько иные планы, а посему он и не думал ограничиваться описанием текущего состояния дел, помня о том, что марксизм не догма, а живое руководство к действию. Согласно этому руководству, все этносы одной шестой, а в перспективе и мира, пройдя этап национального становления переплавятся в плавильной печи большевизма в единую общность – советский народ. Кто знает, что было бы, если бы большевизм не противоречил бы настолько природе человеческой. Вполне возможно, что сегодня весь мир говорил бы на русском. Помните у Маяковского – я бы русский бы выучил только за то, что на нем разговаривал Ленин. Однако, история не терпит сослагательного наклонения, мир заговорил на английском, ну а человечеству приходится искать ответы на вопрос о решении проблемы этнических меньшинств вдали от столбовой дороги учения Маркса, Ленина, Сталина.
Действительно, события начала девяностых годов прошлого века показали полный крах идей пролетарского интернационализма, в которые никто не верил к тому времени. Дезориентированная, лишенная социально-экономических ориентиров, во многом люмпенизированная масса, называемая советским народом оказалась легкой добычей политических проходимцев, эксплуатирующих идеи этнонационализма. То, что вчера казалось невозможным, легко превратилась в кошмар непонимания и неприятия, а во многих местах вылилось в кровавые вакханалии. Даже сегодня, после тяжелого похмелья, опасность остается более чем реальной, и события в Оше лишнее тому подтверждение. Впрочем давайте рассмотрим более близкие нам примеры.
Не считая оккупированных территорий в Грузии существуют два региона компактного проживания этнических меньшинств – Джавахети и Квемо-Картли. Также этнические меньшинства солидно представлены в таких городах как Тбилиси, Батуми и Рустави. Как правило, среди проблем этнических меньшинств называются такие как проблема незнания государственного языка, проблема получения достойного образования на своем языке, а также конфессиональные проблемы, связанные со строительством или передачей храмов. Давайте рассмотрим все эти проблемы более детально.
Начнем с проблемы образования, с одной стороны тут вроде все нормально, существуют русские, армянские и азербайджанские школы, финансируются они на общем основании, однако, то и дело возникают спорные вопросы и конфликтные ситуации. Там школу закрыли, тут перевели обучение на грузинский язык и так далее. Решить эту проблему проще простого, однако решать ее надо не в контексте решения национального вопроса, а в контексте радикальной реформы среднего образования в Грузии. Уверен, что как только будет ликвидировано министерство образования Грузии, а проблемой финансирования средней школы займется министерство финансов, ни одной спорной ситуации просто не возникнет. Каждый ребенок получит ваучер на определенную сумму, и каждый родитель сам будет выбирать в какую школу принесет ребенок этот самый ваучер, то есть финансирование. Простая возможность выбора раз и навсегда решит вопрос с тем, на каком языке будет вестись образование в том или ином месте и какая будет программа обучения. Уверен, что уже через два-три года после введения такой системы, все вопросы и обиды связанные со средним образованием отпадут сами собой.
Тоже самое касается и высшей школы. Недавно в Грузии был принят очень важный закон о возможности сдавать единые экзамены в вузы на языках этнических меньшинств. Будет спрос на высшее образование на языках этнических меньшинств, такие вузы появятся, ибо не могут не появиться в условиях свободной рыночной экономики.
Сложнее обстоит дело с изучением государственного языка. То, что в Грузии, как и в любой другой стране, чиновник должен знать государственный язык, это нормально и естественно. Однако, благодаря наследию советских времен, сегодня в Джавахети и Квемо-Картли, мы теряем целое поколение талантливых, политически активных людей, которые не знают государственного языка. Проще всего отмахнуться и сказать – пусть учат. Но, это не решение вопроса. При всем желании, я навряд ли смогу выучить китайский при отсутствии языковой среды. Тот, кто думает, что людям о которых я говорю, выучить грузинский гораздо проще, попросту заблуждается. Здесь необходима целевая программа обучения языку именно тех лидеров, которые пользуются авторитетом и доверием у населения. Государство и общество должно быть крайне заинтересовано в том, чтобы данные люди занимали ключевые позиции в местах своего проживания, ибо это резко повысит авторитет власти и будет способствовать реальной интеграции негрузинского населения регионов в политическую и социальную жизнь страны. В некоторых районах вполне приемлемо юридическое обоснование реально существующего двуязычия. Бояться тут нечего, ведь это просто констатация реально существующего положения вещей. Другое дело, что такие шаги должны быть взаимными и те же региональные лидеры должны понимать необходимость интеграции населения в общее пространство страны проживания.
И, наконец, самый болезненный вопрос, вопрос конфессиональном равенстве. Предвижу, что здесь в меня вполне могут полететь камни, но тем не менее не могу не высказать своего мнения.
Особый статус Православной Церкви подтвержден многовековой историей и религиозностью большинства населения Грузии. Данный статус не нуждается ни в каких юридических привилегиях и государственной поддержке. Православная Церковь была, есть и будет одним из краеугольных камней, на котором стоит грузинское общество. Так неужели эта Церковь нуждается в каких-либо привилегиях по сравнению с другими конфессиями ? Не думаю, впрочем, если кто думает иначе, готов поспорить. Гораздо важнее другое, равенство конфессий главная отличительная черта любой цивилизованной страны, при том условии, что страна не является моноэтнической и в ней нет официальной государственной религии. Для Грузии это единственный выход, и чем раньше будет принято такое решение, тем лучше. Так или иначе положение дел, при котором римско-католическая церковь не обладает никаким статусом в стране никак не может считаться нормальным.
Конечно, данный материал, только попытка наметить пути выхода из замкнутого круга проблем этнических меньшинств. Без их решения невозможно становление Грузии, как современного национального государства. В заключении приведу один пример, в 2008 году в Батуми не утихали разговоры о том, что мол батумские армяне готовы были встретить российские войска розами. На это замечательно ответил один мой приятель, этнический армянин, интеллектуал, настоящий патриот своей страны Зура Бежанов. Да, сказал он, я тоже собирался так их встретить, только розы были бы отравлены. В такой стране не должен цвести папоротник.