Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Жители Химок на защите леса

Жители подмосковных Химок разбили неделю назад палаточный лагерь, чтобы помешать французской компании Vinci построить отрезок автодороги, который уничтожит их лес

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСитуация в Химкинском лесу
Ситуация в Химкинском лесу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Противотанковые ежи, баррикады и полувоенный лагерь - жители Химок вышли на тропу войны. Для них аналогия с войной вполне нормальна: во время Второй Мировой войны немцы смогли дойти до их леса, но потом были отброшены Красной армией. Сегодня же они намереваются обратить в бегство французскую компанию Vinci.

Противотанковые ежи, баррикады и полувоенный лагерь - жители Химок вышли на тропу войны. Для них аналогия с войной вполне нормальна: во время Второй Мировой войны немцы смогли дойти до их леса, но потом были отброшены Красной армией. Сегодня же они намереваются обратить в бегство Vinci.

Возвращаясь на прошлой недели с работы в аэропорту Шереметьево, Александр Митинков заметил небольшое объявление с надписью "Осторожно, вырубка леса". Будучи членом Движения в защиту химкинского леса, он сразу же предупредил своих соратников.

"Когда мы прибыли на место, то попросили у рабочих показать документы, и они сразу же убежали", - рассказывает Александр, уверенный в том, что эти трудовые мигранты из Средней Азии находились там незаконно, как это часто бывает на стройках по всей России.

Правительство отдало под застройку 144 гектара леса

Место вырубки находится довольно далеко от центра Химок (180 000 жителей), и у защитников леса ушло довольно много времени на то, чтобы среагировать. Ко времени их прибытия семь гектаров уже было уничтожено. С тех пор около трех десятков жителей Химок и защитников окружающей среды по очереди дежурят в небольшом палаточном лагере, чтобы не допустить возобновления работы.

Как ни удивительно, но отвечающее за строительство Федеральное дорожное агентство успокоилось на том, что заявило о законности вырубки, и даже не стало обращаться к местным властям с требованием разогнать протестующих. В компании Vinci Concessions, которая заключила контракт на укладку первых 43 километров платной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, отрицают свою причастность: "Маршрут был утвержден, и все остальное находится в компетенции российских властей. На этом этапе Vinci в строительстве не участвует. Работа начнется лишь после предоставления земельного участка". 

В своем официальном сообщении Росавтодор заявил, что никакого специального разрешения для вырубки не требуется, так как в ноябре прошлого года российское правительство разрешило застройку на 144 гектарах химкинского леса. 

"Нам нужна дорога, которая не погубит наши легкие"

Такое изменение статуса леса вызвало резкое недовольство экологов, которые утверждают (их в этом поддерживает российское представительство Transparency International), что все в этом деле решили взятки. Одним из главных виновников они считают министра транспорта Игоря Левитина: помимо своей должности в правительстве он также заседает в совете директоров аэропорта Шереметьево, который немало выиграет от строительства этого отрезка дороги.

"Мы не против этой магистрали. Но нам нужна дорога, которая не погубит наши легкие", считает лидер Движения в защиту химкинского леса Евгения Чирикова. "Мы боремся не за себя, а за всех москвичей". Москва - это одна из немногих мировых столиц, у которой есть роскошный зеленый пояс.

Власти не согласились с предложенным защитниками маршрутом, который бы не разрезал химкинский лес на две части. По их мнению, такое решение было "слишком дорогим". Евгения Чирикова и ее сторонники опасаются, что прокладка автомагистрали приведет к гибели всего леса площадью 1000 гектаров. Они уверены, что политики и подрядчики развернут коммерческую деятельность и на остальной части этих земель, которые стоят целое состояние. 

Жесткие методы мэра и губернатора

"Когда они строили МКАД, то говорили, что это уменьшит пробки в городе и что лес в итоге не пострадает. И посмотрите, чем все закончилось", - говорит один их жителей Химок Александр Глибин. Вдоль МКАДа появились многочисленные торговые центры, что привело к еще большему росту потока автомобилей.

Свою борьбу Движение в защиту химкинского леса (одно из немногих неполитических гражданских инициативных движений в России) начало еще задолго до событий прошлой недели. Во время прогулки по лесу боле двух лет назад Евгения Чирикова обнаружила на деревьях маленькие красные метки. Узнав таким образом о тайном проекте властей, она сразу же мобилизовала жителей города.

Сначала людям пришлось бороться против мэра Химок и губернатора Московской области, двух бывших военных, которые принимали участие во вторжении СССР в Афганистан и привыкли там к самым жестким методам. Так, оказавший поддержку Чичиковой журналист Михаил Бекетов жестоко за это поплатился. В ноябре 2008 года его нашли у собственного дома в луже крови. Журналиста избили и бросили на земле, где он пролежал несколько часов. Бекетов выжил, но обморозил ногу и пальцы, которые затем пришлось ампутировать. За несколько месяцев до этого неизвестные взорвали его автомобиль и убили его собаку.

Химки рассчитывают на "европейскость" Vinci


Недавно Бекетов выписался из больницы, но его здоровье по-прежнему оставляет желать сильно лучшего. Ответственные за нападение так и не были найдены. Тем не менее, общественному движению все же удалось выиграть несколько сражений с местными властями.

Евгения Чирикова при этом рассчитывает на "европейскость" Vinci и надеется, что компания не пожертвует социальными интересами в угоду экономических. В настоящий момент французы отказываются вести диалог. "Они нас игнорируют", - говорит она.

Кроме того, Евгения Чирикова старается повлиять на международные финансовые организации с тем, чтобы они не вкладывали средства в оставшуюся часть проекта, который уже получил поддержку российских инвесторов. Весомой победой для нее стал отказ от участия со стороны Европейского банка реконструкции и развития. На встрече со своими сторонниками 19 июля она заявила им уверенным тоном: "Мы останемся здесь, пока они не перенесут дорогу!"