Тяжелое положение с государственными финансами заставляет Россию продать акции некоторых крупнейших национализированных компаний, и это редкий случай ослабления удушающего государственного контроля над экономикой.
Рынки приветствовали очевидный сдвиг в позиции российского министерства финансов в сторону приватизации. Однако перспективы фундаментальных изменений в экономическом управлении в России весьма призрачны. Даже в том случае, если эти продажи состоятся, контроль Кремля над экономикой – пусть и чуть менее судорожный – будет, тем не менее, оставаться жестким.
«Это можно рассматривать как часть возобновленного смещения акцента в сторону более либерального политического курса, но для этого вы должны быть настроены очень и очень оптимистично», подчеркнул Нил Ширинг (Neil Shearing) из лондонской консалтинговой компании Capital Economics.
Этот путь просто представляет собой наименее болезненный способ пополнения казны, опустошенной нефтяным рынком, добавил он.
Финансовые накопления России, растущие и сокращающиеся вместе с флуктуациями энергетического рынка, испарились после наступления глобальной рецессии и падения цен на нефть, которые два года назад взлетели до пиковых значений. В результате Россия испытывает хронический недостаток бюджетных средств и ведет борьбу с дефицитом, который в этом году составит примерно 80 миллиардов долларов.
Для того, чтобы залатать бюджетные дыры, разработан, как сообщается, предварительный план, который должен быть одобрен премьер-министром Владимиром Путиным. Правительство намерено продать инвесторам миноритарные пакеты акций десяти крупнейших предприятий. Как ожидается, эти продажи должны принести в казну 29 миллиардов долларов.
Компании, подготовленные к продаже, представляют банковский сектор, гидроэнергетику, транспорт, а также энергетическую инфраструктуру. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в список включена компания «Роснефть» - крупнейший в стране производитель нефти, а также «Транснефть», контролирующая самую большую трубопроводную сеть в мире.
На первый взгляд, этот шаг отвечает на призывы о проведении экономической реформы и либерализации. В конечном счете, российская экономика сильно зависит от нефтяных доходов, а российский президент Дмитрий Медведев назвал ее неэффективной, неконкурентоспособной и коррумпированной.
Однако Россия в прошлом ослабляла контроль над экономикой только в минимальной степени, требовавшейся для сохранения политического контроля, отметил профессор в области международных отношений и политических наук Университета города Торонто Аурэл Браун (Aurel Braun).
Подлинная экономическая реформа потребовала бы изменения законодательства, подчеркнул он.
«Если вы хотите иметь настоящую рыночную экономику, то вам будет необходимо ввести реальные конституционные ограничения роли государства, - отметил Браун. – Я рассматриваю приватизацию как позитивный шаг, однако это может и не быть трансформативным действием».
Планируемая продажа активов может стать крупнейшей с начала 1990-х годов, когда в ходе хаотичной серии приватизаций по бросовым ценам были проданы акции нефтяных и металлургических компаний нескольким обладавшим хорошими связями бизнесменам, которых сейчас называют олигархами.
Во время президентства господина Путина, продолжавшегося с 2000 по 2008 год, ему удалось ценой больших усилий восстановить контроль над некоторыми из этих активов, в том числе и над нефтяным концерном «ЮКОС», которым тогда руководил Михаил Ходорковский - когда-то самый богатый человек в стране. Ходорковский вскоре был осужден за мошенничество и посажен в тюрьму.
Однако господин Путин далек от того, чтобы быть крестоносцем, борющимся против личного обогащения, отметил господин Браун.
«Вопрос не в том, что окружающие Путина люди настроены против личного обогащения, они просто настроены против тех, кто, по их мнению, не должен становится богатым ».
Пока еще не ясно, как будет проходить эта распродажа, однако, судя по всему, это приведет к дальнейшему обогащению «силовиков», то есть настроенных против Запада консервативных аппаратчиков и выходцев из спецслужб, которые поддерживают господина Путина и контролируют большую часть правительства, подчеркнул господин Браун.
По его мнению, не следует ожидать такой приватизации, которая была проведена во время правления Маргарет Тэтчер, когда был создан класс акционеров, кровно заинтересованных в сохранении экономической стабильности.
Однако российское правительство вряд ли повторит ошибки 1990-х годов, отметил господин Ширинг.
Прежде всего, государственный долг, несмотря на высокий уровень дефицита, продолжает оставаться управляемым, и это дает возможность правительству получить эти деньги на рынке, тогда как при Ельцине такого варианта не существовало.
«Хотя институты в России слабы и предельно коррумпированы, ситуация не так сложна, как это было 20 лет назад, - подчеркнул господин Ширинг. – Она не намного лучше, но не плохая».