Район Кидала на севере Мали сегодня является настоящей вотчиной "Аль-Каиды в исламском Магрибе". У малийской армии просто-напросто нет возможности взять под контроль эту огромную территорию площадью с Францию, которая стала прибежищем похитителей и торговцев людьми.
Западные жертвы исламистов попадают в расставленные ими сети далеко от салафитских баз: на затерянной мавританской дороге или, как это было в случае канадского посла, во время пикника на берегу реки Нигер. Сахара в самой "горячей" своей части стала своего рода охотничьими угодьями, где роль дичи приходится примерить на себя иностранным туристам и представителям гуманитарных организаций. Местным жителям все хуже и хуже удается сопротивляться заманчивым финансовым посулам исламистов. Кроме того, объемы задействованных здесь средств сводят на нет все системы защиты, которыми намеревались воспользоваться решившиеся на путешествие в этот регион европейцы.
Массовые похищения являются самым заметным признаком роста влияния сахельской ветви Аль-Каиды, число операций которой увеличилось с 4 в 2007 году до 19 в 2009-м. Расположившись в основном в прибрежных регионах Алжира, экстремистское салафистское движение было вынуждено обратить свой взор на юг после провала стратегии городского насилия и взрывов смертников в столице страны. Убедившись в бесперспективности попыток свергнуть алжирскую власть, террористы потянулись в пустыню, чтобы расширить свое поле деятельности и привлечь внимание мирового сообщества новыми акциями. Новобранцев они теперь набирают в Мавритании, Ливии и Нигерии. Кроме того, организация насчитывает 250-300 опытных боевиков. Такая интернационализация движения увеличивает риски террористических атак и представляет угрозу для интересов Запада в примыкающих с югу Сахары странах и за их пределами.
Выкупы за многочисленных заложников дают организации необходимые для покупки оружия средства. Немалую роль играют эти финансы и в "битве за сердца" уже давно заброшенного властями местного населения, а также вербовки сахарской молодежи, которая с самого детства видит перед собой лишь оружие, мятежи и незаконную торговлю.
Еще одним весомым источником прибыли служат "налоги" на растущий поток наркотрафика. Так, ноябре прошлого года в исламисткой зоне после неудачного приземления сгорел целый самолет с грузом от южноамериканского наркокартеля.
После многочисленных обвинений в попустительстве со стороны своих алжирских и мавританских соседей малийские власти предприняли ряд попыток справиться с ситуацией и очистить территорию страны от салафитов. В прошлом году во время столкновений погибло около тридцати солдат, а в собственном доме в Тимбукту был убит полковник, который занимался установкой контактов с представителями "Аль-Каиды в исламском Магрибе".