Одни радуются, других постигло глубокое разочарование. Косово и Сербия испытывают противоположные чувства по поводу решения Международного Юридического Суда ООН, который по требованию Сербии высказал свое мнение по поводу провозглашения независимости со стороны Косова 17 февраля 2008 года. По мнению Суда, провозглашение независимости соответствует международному праву. Решение было зачитано президентом суда по международному праву, Хисаши Овада: «В общем международном законе не содержится запрета на независимость. Следовательно, провозглашая независимость, Косово не нарушило общий международный закон».
Постановление суда в Гааге повлечет за собой глубокие осложнения как в отношениях между сепаратистскими движениями, распространенными во всем мире, и правительствами соответствующих стран, так и в переговорах о вступлении в Европейский союз Белграда и Приштины. Белград не ожидал такого полного поражения. Министр иностранных дел Вук Еремич, который подал запрос в Суд, заявил, что Сербия «никогда и ни при каких условиях» не признает независимость Косова. Еремич призвал сербов соблюдать спокойствие. «Нас ждут тяжелые времена. Важно, чтобы наши граждане не реагировали на провокации». Москва тоже подтвердила свою позицию: провозглашение независимости Косова не имеет законных оснований.
Приштина со своей стороны заявляет о готовности вести переговоры с Белградом, но как «суверенное государство». «Подождем, пока Сербия изменит свою позицию и повернется к нам лицом, чтобы обсудить многочисленные темы, которые представляют взаимный интерес. Но эти переговоры могут вестись только с позиций независимых государст», - сказал Министр иностранных дел Косово Скендер Хисени. Сторонники независимости Приштины на международной политической арене удовлетворены. «Суд твердо заявил, что провоглашение независимости законно»,- подчеркнул пресс-секретарь Госдепартамента США Филипп Кроули (Philip Crowley). Вашингтон призвал европейские страны единодушно поддержать решение Гаагского суда. Накануне вынесения решения американский вице-президент Джозеф Байден еще раз подтвердил «полную поддержку Соединенных Штатов независимости Косово» Хашиму Тачи, косовскому премьер-министру.
Решение Суда открывает различные сценарии. Конечно, это мнение имеет совещательный характер, но политически играет роль занесенного меча для будущего Старого Света и по многим причинам подрывает незыблемость существующих национальных границ многих стран Европы. Суд однако не остерегся от того, чтобы узаконить нынешнее положение в Косово, его законодательство и само право на признание другими странами. С этой точки зрения ничего или почти ничего не изменилось: те страны, которые решили не признавать независимость Приштины, могут спокойно остаться на своей позиции. Тем, которые признали независимость Косово (69 стран, из них 22 из 27 стран Европейского Союза), не придется оспаривать собственное решение. В крайнем случае, некоторые колеблющиеся страны могли бы сослаться на мнение суда, чтобы преодолеть собственную нерешительность. Постановление суда не дает права на отделение; судьи остереглись от принятия такого решения.
Но некоторые государства не признали и не собираются признавать независимость Косова, так как боятся прецедента. О возможности повторения косовского сценария в других странах, где есть меньшинства и группы, борющиеся за независимость, говорилось от момента рождения свободного правительства Приштины, именно поэтому такие европейские страны как Испания, Греция, Румыния, Словакия и Кипр воздерживаются от признания независимости Косово. Чтобы избежать подрыва изнутри по причине самых разных местных сепаратистских движений, Европейскому союзу следовало бы занять ясную позицию по вопросу независимости Косово. Именно этого требуют наиболее осторожные и дальновидные наблюдатели и члены Европейского парламента, заботясь о будущем Конфедерации.
В несколько бесшабашной манере Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), представляющая ОБПВ, заявила, что вся эта ситуация напрямую касается не Европейского союза, а всего лишь двух стран, не входящих в Союз. Нужно быть слепыми, чтобы не видеть карту Европы и недооценить взрыв ликования в Стране Басков и в Каталонии, которые присоединились к празднованию албанцев Приштины и Тираны после вынесения вердикта в Голландии. Баскам и каталонцам мало широкой автономии, предоставленной им Мадридом, они с вожделением думают о полной независимости от Испании.
Словакия и Румыния также должны считаться с растущим национализмом венгров, которые требуют возрождения «великой Венгрии» времен империи Габсбургов, двусмысленно выражаясь по поводу договора в Трианоне. Вице-президент Европейского парламента, венгр Ласло Такеш (Lazlo Tokes), формально независимый, но близкий к экстремистским кругам Демократического союза венгров в Румынии, в настоящее время входящий в правительство в Бухаресте, призвал жителей Secuime, по-венгерски Секеи, в центральной Трансильвании выйти на улицы и потребовать специального автономного статуса от Румынии, подобного тому, который есть у Каталонии. «Если косовские албанцы имеют право на независимость от Белграда, почему мадьяры Трансильвании не могут воспользоваться тем же правом, чтобы добиться независимости от Румынии? - риторически вопрошал Такеш на собрании в городе Туснад (Tusnad) под одобрительные выкрики венгерской публики.
Та же Сербия могла бы воспользоваться решением суда, чтобы отстаивать права Республики Сербской, одного из краев Боснии-Герцеговины, но если бы депутаты Бани-Луки решили действовать по примеру косоваров, объявив о своей независимости, они предали бы одно важное условие: дейтонские соглашения хоть и считаются политически устаревшими, все-таки не носят временный характер или, по крайней мере, никто их такими не предполагал.
Правительство Косово во всяком случае восприняло решение судей в Гааге как подтверждение собственного статуса, заявив, что они убеждены в том, что оно не будет играть роль прецедента ни в каком другом регионе мира. Но международные силы находятся в максимально тревожном состоянии. Белград не отказался от действий дипломатическим путем и заявил, что все еще ищет политического ответа, который Суд в Голландии не захотел ей дать. Следующим шагом для сербов будет обсуждение проблемы на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре.