Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«В Киргизии всё решают грубая сила, деньги и оружие»

Интервью с бывшим президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым

© REUTERS/Denis SinyakovОтстраненный от власти президент Киргизии Курманбек Бакиев
Отстраненный от власти президент Киргизии Курманбек Бакиев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«В Киргизии всё решают грубая сила, деньги и оружие», утверждает Курманбек Бакиев, бывший президент этой среднеазиатской страны, вынужденный оставить свой пост после массовых народных волнений, произошедших в апреле этого года. Бакиеву, проживающему в настоящее время в окрестностях Минска, предоставил убежище президент Белоруссии Александр Лукашенко.

«В Киргизии всё решают грубая сила, деньги и оружие», утверждает Курманбек Бакиев, бывший президент этой среднеазиатской страны, вынужденный оставить свой пост после массовых народных волнений, произошедших в апреле этого года. Бакиеву, проживающему в настоящее время в окрестностях Минска, предоставил убежище президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Я не намерен вмешиваться в политику Киргизии», заявляет бывший руководитель в интервью, которое он дал газете El País во Дворце Республики, месте проведения крупных официальных мероприятий.


61-летний изгнанник прибыл на встречу в сопровождении сотрудников служб безопасности своего покровителя. Агенты охраняют его так, как будто речь идёт о действующем главе государства. Касаясь своих отношений с Лукашенко, он говорит, что не злоупотребляет его вниманием и встречается с ним, когда «есть необходимость». Члены семьи Бакиева, разбросанные по белу свету, либо сумели найти себе тёплое местечко, либо просто не могут вернуться в Киргизию, хотя против них и не выдвинуто никаких  обвинений. «К ним тут же заявятся бандиты и станут требовать денег. Ведь все думают, что они миллионеры, потому что их брат был президентом».

Вопрос: Что бы Вы порекомендовали участникам следующих конференций доноров Киргизии?

Ответ: Обстановка там весьма напряжённая и нестабильная. И власти должны доказать, что в состоянии стабилизировать её. Государственный переворот, межнациональные столкновения, повлекшие большое количество жертв и вынудившие многих людей покинуть свои дома, отбросили развитие страны как минимум на десять лет назад. Многие жители как южной, так и северной части страны уезжают из Киргизии. Инвесторам следует сосредоточиться на развитии реальных отраслей экономики, на создании рабочих мест.

- Кому принадлежит власть в Киргизии?

- Власть не принадлежит ни президенту Розе Отунбаевой, ни техническому правительству, ни местным органам. Власть сегодня принадлежит самым бессовестным, преступным группам, которые приобрели влияние благодаря царящему везде произволу. Люди исчезают и гибнут. Отунбаева является лишь ширмой для тех, кто организовал государственный переворот. Люди решают свои проблемы, как могут, платя прокуратуре и другим органам.

- Существует ли угроза раскола страны?

- Эта угроза будет существовать, если не начнут систематически работать те, кто решили завоевать власть с помощью оружия, а теперь, накануне парламентских выборов, думают лишь о том, как удержать её.

-  Вы будете участвовать в выборах?


- Тем, кто обращался ко мне за советом о вступлении в какую-либо партию, я передал через своих людей, что не имею намерения вмешиваться в политическую жизнь Киргизии. Я принял это решение, потому что было бы неправильно делать это из Белоруссии, находясь под защитой её президента.

-  Как добиться примирения между киргизами и узбеками?


- История межнациональных конфликтов учит,  что не стоит искать виновных в каждом конкретном случае и применять к ним положения уголовного кодекса. Следует стремиться к примирению между народами.

- Если бы узбекский был признан в качестве официального языка, а узбеки имели бы свою квоту представительства в государственных органах и автономию, то удалось бы разрешить проблемы?

- Нет. Первопричиной межнационального конфликта стала обычная драка. В распущенном парламенте были представлены узбекская и другие общины. В Киргизии государственным языком является киргизский, а русский имеет статус официального языка. В районах компактного проживания узбеков есть школы с преподаванием на узбекском языке. Никто не запрещает им придерживаться традиций. Я хорошо говорю на узбекском, поскольку вырос среди них.

- Как повлиял конфликт на отношения Киргизии со своими соседями?


- В этих отношениях произошло определённое охлаждение. Президенты Казахстана и Узбекистана настороженно относятся ко временному правительству и к Отунбаевой и выражают желание, чтобы они как можно быстрее навели порядок. Нельзя жить спокойно, если в доме соседа творится такой произвол.

- Могла ли вмешаться Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ, в которую входят Россия, её азиатские союзники, Армения и Белоруссия)?

- Я обратился с просьбой о помощи 7 апреля, после совершения государственного переворота, а затем девять дней находился в южной части страны. Я просил провести независимое международное расследование с тем, чтобы выяснить, почему на мирных митингах было столько вооружённых людей, и кто стоял за нападением на парламент. Никто не отреагировал. Если бы ОДКБ быстро отреагировала, то не разразился бы межнациональный конфликт. Сейчас в Киргизии всё решают грубая сила, деньги и оружие.

- Организации постсоветских стран следует реформировать?

- Разумеется. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), создали ОДКБ и Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). Вопросы безопасности имели приоритетное значение, но она обеспечивается. ОДКБ не вмешивается во внутренние дела и реагирует лишь на внешние угрозы, но почему она должна спокойно смотреть на то, как погибают люди и совершается государственный переворот? Чем раньше она будет реформирована, тем лучше. Главная роль здесь отводится России. Страны СНГ сориентированы на Москву, но Москва, вместо того, чтобы привлекать и создавать благоприятные условия для единства, стала злоупотреблять своей позицией, и это оттолкнуло некоторые страны. Сама жизнь показывает, что СНГ и ОДКБ нуждаются в реформировании.

- У Вас есть какие-нибудь мысли по этому поводу?

- Я стараюсь не отвлекать президента Белоруссии от государственных дел, но когда мы собираемся, то обмениваемся мнениями. Лукашенко всегда стремился и стремится к интеграции со всеми и особенно с Россией. Другое дело – исполнительные органы этих международных организаций, не соответствующие требованиям времени и работающие так, как во времена СССР.

- Актуальна ли идея размещения военных баз России и США в южной части Киргизии?


- Во время моего президентства мы обсуждали вопрос о создании в Баткене, на юге страны, российского центра, который был готовил наших военнослужащих для проведения антитеррористических операций, поскольку угроза международного терроризма шла из  Афганистана через Таджикистан. Я полагал, что в этом центре могли бы разместиться российские, американские и другие инструкторы, заинтересованные в борьбе с терроризмом. США выразили готовность профинансировать его, однако российские представители сказали, что подумают, но так и не  решились. Это был проект в рамках двусторонних отношений, не имеющий отношения к ШОСу.

- Согласно официальной версии, в межнациональных столкновениях участвовали радикальные исламисты.

- Как бы там ни было, но факт остаётся фактом: религиозный экстремизм и группы, подобные Исламскому Движению Узбекистана и аль-Каиде, активизировались и представляют собой серьёзную опасность для всей Средней Азии. Религиозный экстремизм нельзя недооценивать. Ни одна страна, ни Россия, ни США не могут похвастаться тем, что нашли эффективную форму борьбы с международным терроризмом.